КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СТАВИТЬ ЦЕЛИ И ДОСТИГАТЬ ИХ
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СТАВИТЬ ЦЕЛИ И ДОСТИГАТЬ ИХ
Навыки правильного целеполагания становятся все более востребованными.
Взрослых приучили к тому, что нельзя работать без четко сформулированных целей. Критерии их выполнения — это некий маркер профессиональной эффективности. Подрастающему поколению придется учиться ставить цели, чтобы быть успешными во взрослой жизни.
Детский психолог, профессиональный коуч детей и подростков Марина Ким рассказывает, как помочь ребенку не только формулировать цели максимально конкретно, но и достигать их.
Цели на работе нам обычно ставят в SMART-формате, описывают «картину успеха», обозначают допустимые сроки, иногда мотивируют нас изречением Наполеона о том, что «невозможность — слово из словаря глупцов» и далее ожидают фееричных результатов.
Расскажу о том, как можно работать с ребенком в направлении правильного целеполагания.
ПОСТАВИТЬ ПЕРЕД СОБОЙ ЗАДАЧУ: ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ
Расставляйте приоритеты в постановке целей вместе с детьми
Современные родители стремятся научить детей не просто плыть по течению, а занимать проактивную позицию в жизни, четко понимать свои цели, грамотно расставлять приоритеты, отделять главное от второстепенного.
В этом заключается совместная работа родителя, ребенка и детского коуча — в правильной постановке целей, в правильном планировании их достижения, в определении имеющихся ресурсов и препятствий.
Все вышеперечисленное и составляет ядро детского коучинга или, как бы сказали филологи, красную нить этого романа.
ПРОРАБОТАТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ: ПОНЯТЬ, КАКАЯ ЦЕЛЬ ПРАВИЛЬНАЯ
Цель должна:
— соответствовать возрасту ребенка (маленький ребенок — маленькая цель)
— базироваться на жизненных ценностях самого ребенка, а не его родителя
Основная задача родителей — помочь ребенку сформулировать цель конкретно, осознать, какой смысл заложен в этой цели, какие есть ресурсы, где их недостаток и как можно его восполнить.
Ребенок будет увлеченно идти к достижению цели, получать удовольствие от процесса, анализировать неудачи, праздновать первые победы, одним словом пребывать в ресурсном состоянии до тех пор, пока его цели будут находиться в гармонии с его жизненными ценностями.
Я хочу предложить вам один инструмент детского коучинга, который позволит вашему ребенку подробно проработать свои цели.
Попросите ребенка заполнить таблицу ниже, расписав 1-2 цели. Помогите, если ему будет сложно, обсудите то, что у вас получилось. Чем подробнее будет заполнена таблица, тем более полную картину вы увидите.

Некоторые недоумевают, зачем при формулировке целей прописывать жизненные ценности. Ценности — это некий глубинный смысл цели, ответ на вопрос: «Что в глобальном смысле даст мне достижение цели?»
ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ТАБЛИЦУ: ПОНЯТЬ, КАКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВАЖНЫ
Проанализируйте, чему предстоит научиться ребенку, чтобы достичь поставленных целей
В зависимости от того, каким образом распределится заполнение столбцов «Имеющиеся знания» и «Чему необходимо научиться», вы поймете «масштаб бедствия».
Возможно, самыми необходимыми знаниями, умениями и навыками ребенок уже владеет. Необходимо овладеть лишь дополнительными опциями. В этом случае надо будет углублять имеющуюся базу, параллельно расширяя кругозор по выбранной тематике.
Если же имеющиеся знания — капля в море, а список того, что необходимо освоить, — безграничный, то вы сможете правильно расставить приоритеты — заложить необходимое количество времени.
Если же время изначально ограничено, то этот параметр нужно поставить во главу угла и осваивать только то, что возможно в конкретный промежуток времени.
Прописывая «Что мне необходимо делать», ребенку нужно составить некий пошаговый план конкретных действий. Например, позвонить в вуз, зайти на сайт, сходить на день открытых дверей, подать заявку на участие в олимпиаде, пройти профориентацию.
СТАТЬ ПОДДЕРЖКОЙ ДЛЯ РЕБЕНКА И НАЙТИ РЕСУРСЫ
Главное для ребенка — поддержка и забота родителей
Для любого ребенка его родители — огромный ресурс. Как правило, родители всегда готовы помогать ребенку в достижении целей, но лучше лишний раз убедиться, что вы находитесь в одном информационном поле с ребенком, обсуждая ответственность друг друга.
Если по каким-то причинам вы не готовы помогать ребенку материально или физически, честнее сообщить об этом сразу и не вызывать у него ложных надежд.
Кроме родителей, ребенок может привлекать к достижению своих целей и иные ресурсы. Это могут быть друзья, другие взрослые, которые могут стать наставниками, успешные в данной области родственники, признанные эксперты. Покажите ребенку все возможные варианты поиска
дополнительных ресурсов.
Надеюсь, при помощи этого инструмента детского коучинга родители смогут научить своих детей грамотно работать с целями. Это тот навык, который будет актуален в течение всей жизни, ведь как сказал немецкий поэт Лессинг: «Самый медлительный человек, не теряющий из виду своей цели, все же проворнее того, кто блуждает без цели».




