КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СТАВИТЬ ЦЕЛИ И ДОСТИГАТЬ ИХ

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СТАВИТЬ ЦЕЛИ И ДОСТИГАТЬ ИХ

Навыки правильного целеполагания становятся все более востребованными.
              Взрослых приучили к тому, что нельзя работать без четко сформулированных целей. Критерии их выполнения — это некий маркер профессиональной эффективности. Подрастающему поколению придется учиться ставить цели, чтобы быть успешными во взрослой жизни.

 

          Детский психолог, профессиональный коуч детей и подростков Марина Ким рассказывает, как помочь ребенку не только формулировать цели максимально конкретно, но и достигать их.

 

 Цели на работе нам обычно ставят в SMART-формате, описывают «картину успеха», обозначают допустимые сроки, иногда мотивируют нас изречением Наполеона о том, что «невозможность — слово из словаря глупцов» и далее ожидают фееричных результатов.

 Расскажу о том, как можно работать с ребенком в направлении правильного целеполагания.

 

ПОСТАВИТЬ ПЕРЕД СОБОЙ ЗАДАЧУ: ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ


Расставляйте приоритеты в постановке целей вместе с детьми
Современные родители стремятся научить детей не просто плыть по течению, а занимать проактивную позицию в жизни, четко понимать свои цели, грамотно расставлять приоритеты, отделять главное от второстепенного.

 

В этом заключается совместная работа родителя, ребенка и детского коуча — в правильной постановке целей, в правильном планировании их достижения, в определении имеющихся ресурсов и препятствий.

 

Все вышеперечисленное и составляет ядро детского коучинга или, как бы сказали филологи, красную нить этого романа.


ПРОРАБОТАТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ: ПОНЯТЬ, КАКАЯ ЦЕЛЬ ПРАВИЛЬНАЯ


Цель должна:

— соответствовать возрасту ребенка (маленький ребенок — маленькая цель)

— базироваться на жизненных ценностях самого ребенка, а не его родителя

 Основная задача родителей — помочь ребенку сформулировать цель конкретно, осознать, какой смысл заложен в этой цели, какие есть ресурсы, где их недостаток и как можно его восполнить.

 

Ребенок будет увлеченно идти к достижению цели, получать удовольствие от процесса, анализировать неудачи, праздновать первые победы, одним словом пребывать в ресурсном состоянии до тех пор, пока его цели будут находиться в гармонии с его жизненными ценностями.

 

Я хочу предложить вам один инструмент детского коучинга, который позволит вашему ребенку подробно проработать свои цели.

 Попросите ребенка заполнить таблицу ниже, расписав 1-2 цели. Помогите, если ему будет сложно, обсудите то, что у вас получилось. Чем подробнее будет заполнена таблица, тем более полную картину вы увидите.

 acsm2.jpg

  Некоторые недоумевают, зачем при формулировке целей прописывать жизненные ценности. Ценности — это некий глубинный смысл цели, ответ на вопрос: «Что в глобальном смысле даст мне достижение цели?»


ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ТАБЛИЦУ: ПОНЯТЬ, КАКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВАЖНЫ


Проанализируйте, чему предстоит научиться ребенку, чтобы достичь поставленных целей
В зависимости от того, каким образом распределится заполнение столбцов «Имеющиеся знания» и «Чему необходимо научиться», вы поймете «масштаб бедствия».

 

 Возможно, самыми необходимыми знаниями, умениями и навыками ребенок уже владеет. Необходимо овладеть лишь дополнительными опциями. В этом случае надо будет углублять имеющуюся базу, параллельно расширяя кругозор по выбранной тематике.

 

Если же имеющиеся знания — капля в море, а список того, что необходимо освоить, — безграничный, то вы сможете правильно расставить приоритеты — заложить необходимое количество времени.

Если же время изначально ограничено, то этот параметр нужно поставить во главу угла и осваивать только то, что возможно в конкретный промежуток времени.

 

 Прописывая «Что мне необходимо делать», ребенку нужно составить некий пошаговый план конкретных действий. Например, позвонить в вуз, зайти на сайт, сходить на день открытых дверей, подать заявку на участие в олимпиаде, пройти профориентацию.


СТАТЬ ПОДДЕРЖКОЙ ДЛЯ РЕБЕНКА И НАЙТИ РЕСУРСЫ


Главное для ребенка — поддержка и забота родителей
Для любого ребенка его родители — огромный ресурс. Как правило, родители всегда готовы помогать ребенку в достижении целей, но лучше лишний раз убедиться, что вы находитесь в одном информационном поле с ребенком, обсуждая ответственность друг друга.

 

Если по каким-то причинам вы не готовы помогать ребенку материально или физически, честнее сообщить об этом сразу и не вызывать у него ложных надежд.

 

 Кроме родителей, ребенок может привлекать к достижению своих целей и иные ресурсы. Это могут быть друзья, другие взрослые, которые могут стать наставниками, успешные в данной области родственники, признанные эксперты. Покажите ребенку все возможные варианты поиска

дополнительных ресурсов.

 

Надеюсь, при помощи этого инструмента детского коучинга родители смогут научить своих детей грамотно работать с целями. Это тот навык, который будет актуален в течение всей жизни, ведь как сказал немецкий поэт Лессинг: «Самый медлительный человек, не теряющий из виду своей цели, все же проворнее того, кто блуждает без цели».