Повседневность в искусстве и искусство повседневности. Мозаика советского периода на зданиях Ташкента.
Повседневность в искусстве и искусство повседневности.
Мозаика советского периода на зданиях Ташкента.
Мозаика – это особый вид декоративно-прикладного искусства, который известен людям с древних времен. Когда-то для создания панно использовались камни, ракушки и даже кусочки костей животных. В процессе развития мозаичного искусства мастера стали использовать глазурованную керамическую плитку и смальту (специальные непрозрачные плиточки из стекла).
Моза́ика — техника создания изображений и декорирования какой-либо поверхности прикреплением к общей основе кусочков материалов, различающихся по цвету, фактуре, текстуре. Разновидность инкрустации. Также именуются основанные на этой технике разновидности изобразительного, декоративного, декоративно-прикладного и монументально-декоративного искусства разных жанров. Мозаику как разновидность инкрустации следует отличать от близкой техники интарсии.
История мозаики восходит ко 2-й половине IV тысячелетия до нашей эры — времени, которым датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии. Мозаику в качестве облицовки глинобитных стен составляли из обожженных глиняных палочек-конусов («керамических гвоздей») длиной 8-10 см и диаметром 1,8 см. Изображение формировалось из торцов — полукруглых шляпок таких "гвоздей", вбиваемых в стену. Отсюда название — штифтмозаика. Блестящая поливная глазурь, чаще красного, чёрного и белого цветов (получаемая из наиболее распространенных окислов металлов, содержащихся в обычной глине, или минералов древесной золы) образовывала на поверхности геометрические узоры: зигзаги, ромбы, треугольники. Остатки штифтмозаики в руинах колонного зала царского дворца в Уре (вторая половина 4 тыс. до н.э.) открыла в 1912 году немецкая археологическая экспедиция.
Мозаичные панно советского периода – это своего рода визитная карточка государства. Это повседневность в искусстве и искусство повседневности. Творения мастеров мозаики насквозь пропитаны духом времени. Причиной тому – течение социалистического реализма в искусстве СССР. В этот период наука, культура и искусство, заключенные в границы допустимого, получают значительную поддержку государства. Так, для широкого использования мозаичных панно на фасадах зданий были построены целые смальтовые заводы.
Мозаики — один из способов изучить историю города с помощью визуального восприятия. Мозаичные панно чаще всего представляют собой сюжеты из разнообразных сфер жизни, рассказывают суть профессии и изображают «типичного гражданина» времени. В каком-то смысле мозаики, безусловно, были инструментом визуальной пропаганды, но не всегда идеологической. Монументальное искусство часто создавалось художниками 1960–1980-х годов, многие из которых, не признавали канонов соцреализма и искали в монументальных мозаиках творческую отдушину. Идеологический и эстетический контроль в этой сфере был не так строг и можно было позволить себе творческие эксперименты. Технически, мозаики советских времен, гораздо ближе к античным. Хитросплетенные орнаменты, разноцветные кусочки смальты, узоры из керамической плитки, мрамора и полудрагоценных минералов — невооруженным глазом видно, что за каждым панно стоят месяцы кропотливой работы множества людей. На некоторых зданиях Ташкента, до сих пор сохранились мозаики советского периода.










Источники – https://archikultura.uz/ru/archiyesterday/60
Отредактировано С. Данилов




