Повседневность в искусстве и искусство повседневности. Мозаика советского периода на зданиях Ташкента.

Повседневность в искусстве и искусство повседневности.

Мозаика советского периода на зданиях Ташкента.

         Мозаика – это особый вид декоративно-прикладного искусства, который известен людям с древних времен. Когда-то для создания панно использовались камни, ракушки и даже кусочки костей животных. В процессе развития мозаичного искусства мастера стали использовать глазурованную керамическую плитку и смальту (специальные непрозрачные плиточки из стекла).

Моза́ика — техника создания изображений и декорирования какой-либо поверхности прикреплением к общей основе кусочков материалов, различающихся по цвету, фактуре, текстуре. Разновидность инкрустации. Также именуются основанные на этой технике разновидности изобразительного, декоративного, декоративно-прикладного и монументально-декоративного искусства разных жанров. Мозаику как разновидность инкрустации следует отличать от близкой техники интарсии.

История мозаики восходит ко 2-й половине IV тысячелетия до нашей эры — времени, которым датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии. Мозаику в качестве облицовки глинобитных стен составляли из обожженных глиняных палочек-конусов («керамических гвоздей») длиной 8-10 см и диаметром 1,8 см. Изображение формировалось из торцов — полукруглых шляпок таких "гвоздей", вбиваемых в стену. Отсюда название — штифтмозаика. Блестящая поливная глазурь, чаще красного, чёрного и белого цветов (получаемая из наиболее распространенных окислов металлов, содержащихся в обычной глине, или минералов древесной золы) образовывала на поверхности геометрические узоры: зигзаги, ромбы, треугольники. Остатки штифтмозаики в руинах колонного зала царского дворца в Уре (вторая половина 4 тыс. до н.э.) открыла в 1912 году немецкая археологическая экспедиция.

Мозаичные панно советского периода – это своего рода визитная карточка государства. Это повседневность в искусстве и искусство повседневности. Творения мастеров мозаики насквозь  пропитаны духом времени. Причиной тому – течение социалистического реализма в искусстве СССР. В этот период наука, культура и искусство, заключенные в границы допустимого, получают значительную поддержку государства. Так, для широкого использования мозаичных панно на фасадах зданий были построены  целые смальтовые заводы.

Мозаики — один из способов изучить историю города с помощью визуального восприятия. Мозаичные панно чаще всего представляют собой сюжеты из разнообразных сфер жизни, рассказывают суть профессии и изображают «типичного гражданина» времени. В каком-то смысле мозаики, безусловно, были инструментом визуальной пропаганды, но не всегда идеологической. Монументальное искусство часто создавалось художниками 1960–1980-х годов, многие из которых, не признавали канонов соцреализма и искали в монументальных мозаиках творческую отдушину. Идеологический и эстетический контроль в этой сфере был не так строг и можно было позволить себе творческие эксперименты. Технически, мозаики советских времен, гораздо ближе к античным. Хитросплетенные орнаменты, разноцветные кусочки смальты, узоры из керамической плитки, мрамора и полудрагоценных минералов — невооруженным глазом видно, что за каждым панно стоят месяцы кропотливой работы множества людей. На некоторых зданиях Ташкента, до сих пор сохранились мозаики советского периода.

yikdytksdkdtyjstrghsereharh.jpg

tilfyukdjysdrtjdytjkdstrkjsdrt.jpg

fyilktykjdryjkfuykdytkdytkldtyjh.jpg

jopguikftjdtyjgyukfluykfuykl.jpg

jkhlfvmkgvfmcftyjncfgncf.jpg

yolpui9pluolikgyukfytt.jpg

iojhpuhilftjdrhtserheh.jpg

zsertgrhdrthnjmjbghlgulgyu.jpg

glfjhuymcfhbxdegdrxthjrtfh.jpg

zdsvxcfdbcfgxnbxcfxcfrthhthththt.jpg

Источники – https://archikultura.uz/ru/archiyesterday/60

Отредактировано С. Данилов