Взболтать и не смешивать: тонкости современного корпоративного обучения

Взболтать и не смешивать: тонкости современного корпоративного обучения

serthsrthsaegfweafef.jpg

В последние годы перемены претерпевает не только классическое образование, но и корпоративное. Дмитрий Васильков, сооснователь и генеральный директор компании WhenSpeak, рассказывает об основных трендах в этой сфере

Сегодня доминирует концепция непрерывного образования. Различные формы обучения и повышения квалификации — то, что стало нужно людям на протяжении всей жизни, более того — в числе приоритетов. Чтобы быть актуальной, сфера образования тоже должна меняться, стать постоянно обновляемой системой, которая не только соответствует своему времени, но и опережает ее, поскольку учатся люди всегда впрок.

В этом отношении в последние годы заметно изменилось не только классическое образование, но и корпоративное. Бизнесу необходимо постоянно расширять и углублять компетенции сотрудников, от качества их знаний и навыков зависит успех компании в целом.

Тренды и подводные камни

Сфера корпоративного образования, подстраиваясь под требования конечного потребителя, «обрастает» качествами, которые обеспечивают людям возможность обучаться где угодно и когда угодно. Среди последних тенденций — переход в онлайн, уход от фиксированного графика, стремление дать многогранные знания и учесть, что многие постоянно работают в условиях многозадачности. Также появился ориентир: применение знаний важнее их накопления.

Системы повышения квалификации становятся все более персонализированными. Они используют различные формы группового взаимодействия, делают упор на практические знания и т.п., а также формируют высокие ожидания (и от ученика, и у самого ученика).

Подсказки для мотивации

Однако человек остается человеком: иногда ленивым, иногда азартным, иногда недостаточно любознательным. Поэтому, несмотря на весь вышеперечисленный арсенал учителей (в нашем случае самой компании), бывает сложно вовлечь сотрудников в этот процесс. А если еще коллектив и территориально, и коммуникационно разобщен…

Но есть приемы, которые могут вам в этом помочь.

Всегда выбирайте надежные технологии, а на случай перебоев или проблем с загрузкой заранее готовьте план Б. Представьте: команда после непростого рабочего дня по вашей инициативе прошла тренинг и уже завершает тест, как вдруг платформа, на которой все происходило, отключается. Это потеря времени, денег и лояльности коллектива. Если есть возможность сделать резервное копирование данных в режиме реального времени или подключить запасной сервер, такие последствия вам будут не страшны.


Используйте дополнительные методы привлечения сотрудников к обучению — игровые или соревновательные механизмы, общие чаты для обмена впечатлениями, доски почета и т.п., ведь не все люди одинаково инициативны, не всем хочется сидеть за компьютером по нескольку часов, просматривая записи семинаров или заучивая новую проектную терминологию. Долгосрочные вложения людям часто бывает сложно оценить сразу.


Не раскрывайте все карты. Учеников важно не только привлечь, нужно поддержать вовлеченность на протяжении всего процесса. С этим помогут регулярные апдейты обучающей системы, которые реально привносят что-то новое. Будет хорошо, если внутри программы будет построено несколько маршрутов цикла «получение знания — закрепление — проверка», которые периодически сменяют друг друга. Не менее важно продумать индивидуальные алгоритмы, учитывающие сильные и слабые стороны каждого ученика, системы начисления баллов за успехи для дополнительной мотивации.

Три кита вовлечения коллектива в обучение

1. Геймификация.

Онлайн-геймификация — настоящий тренд в сфере нематериальной мотивации. Он проникает во все сферы. В образовательных процессах игровой формат применяют уже давно, но технологии вывели его на новый уровень. Теперь можно без проблем «цеплять» внимание обучающихся взрослых, построив, например, виртуальную гору, установив на ее вершине флажок, куда добраться можно, только правильно ответив на вопросы. А если еще и результаты коллег отображаются в режиме реального времени, и человек видит, как они «взбираются» на гору вместе с ним? А если в конце еще и подарок ждет, пусть символичный? Это разжигает интерес.

2. Персонализация.

Лучший результат приносят индивидуальные траектории обучения для каждого конкретного сотрудника. Они должны учитывать не только задачи компании, но и степень подготовленности каждого человека, его способности, цели, мотивацию и другие личностные и профессиональные характеристики. Принцип «специалисту конкурентов подошло — значит, подойдет и нам» должен остаться в прошлом.

3. Диджитализация.

Выгода цифровизации для сферы образования очевидна: с ее помощью можно быстрее оперировать данными, автоматизировать рутинные задачи вроде подсчета правильных ответов, одновременно обучать сотни и тысячи участников, даже если они физически удалены друга от друга и т.п.

Аналитика и фидбэк

Все вышеперечисленное поможет бизнесу сэкономить, если весь процесс будет замкнут важнейшим звеном всего цикла обучения — аналитикой.

Важно учесть комплекс показателей:

результаты тестирований по итогам занятий;
фидбэк сотрудников;
индекс лояльности вашей команды к бренду в целом.
Это поможет нащупать болевые точки и подобрать решения для улучшения ситуации. Удачный пример: крупный голландский ретейлер использовал сервис HR-аналитики, чтобы исследовать эффективность своих инвестиций в обучение сотрудников и его влияние на бизнес. Компания провела A/B-тестирование на целевых группах и обнаружила, что образовательная программа напрямую влияла на рост финансовых показателей. Коэффициент рентабельности одного учебного тренинга составил аж 400%.

Современные системы корпоративного обучения удобны тем, что используют плоды технического прогресса. Результаты участников можно не собирать вручную, боясь ошибиться или потерять что-то важное. Для того чтобы правильно составить стратегию для каждого следующего образовательного цикла и добиться максимальной продуктивности, из предыдущих нужно знать:

сильные и слабые стороны коллектива;
прогресс команд (структурных подразделений, региональных офисов) во время обучения;
эффективность балльной системы;
уровень вовлеченности в обучение;
личный прогресс каждого сотрудника от тренинга к тренингу.
Переведя образовательные процессы в онлайн и использовав достижения науки и техники, можно не только снизить операционные затраты, но и найти новые точки взаимодействия с коллективом.


Отредактировал Мерзляков Н

Подробнее на РБК:
https://pro.rbc.ru/news/5d8cbe1a9a794765271da31b