Три старинных легенды, которые оказались правдой

Три старинных легенды, которые оказались правдой

        У каждого народа есть легенды и сказания. Часто официальная наука относится к ним с изрядной долей скепсиса.Историки и археологи говорят, что если они не видели доказательств, изложенным в сказаниях событиям, то их, скорее всего, и не было вовсе.Однако в некоторых случаях легенды оказываются правдой.Представляем вам три показательные истории.

 

Мавзолей Кусама

 

      В Самарканде есть царский некрополь Шахри-Зинда, основу которого составляет мавзолей Кусама, основанный в XI веке при династии Караханидов, но затем часто перестраивался и реставрировался. До наших дней он дошел в виде памятника XV века эпохи Тимуридов.

gnle7lde7sl68o7go.jpg

Некрополь «Шахи-Зинда» в Самарканде.

Местные жители говорили, что в Мавзолее Кусама, главной святыне Самарканда, была замурована «голова барана».

       Археологи посмеивались над этими словами, пока при исследовании комплекса в 60-х годах ХХ века под многочисленными слоями реконструкции не была обнаружена деревянная консоль с арабскими надписями, относящимися еще к домонгольскому периоду Самарканда. Датировка показала, что надпись относится к 1066 году.

       Как показали дальнейшие раскопки, раньше мавзолей Кусама был ни чем иным, как медресе XV века. Но, как оказалось, и это медресе располагалось в здании старинной мечети, основанной еще в XI веке.

       Дальнейшие раскопки показали, что обнаруженная деревянная консоль была покрыта художественной резьбой. А если смотреть на ее завершения снизу, то они были стилизованы под «головы барана».

       Ученые полагают, что в последствии, когда консоли были замурованы и мечеть превратилась в медресе, а потом и в мавзолей, в людской молве от искусно вырезанных из ганча панелей остался только образ бараньей головы.

Дворец разбойника

         Между Самаркандом и Бухарой расположен памятник древней архитектуры — придорожный караван-сарай Рабат-Малик. Источники говорят, что он был построен 700-800 лет назад. Но вот его постройка совсем не связана с древним «гостиничным бизнесом». Легенды гласят, что когда-то это был дворец грозного разбойника Малик хана, вождя одного из кочующих племен Мавераннахра.

evglk67nolvrekerer.jpg

Караван-сарай Рабат-Малик. 

Археологи стали копать и вскоре в «придорожной гостинице» для караванов был обнаружен искусно построенный дворец, оказавшийся степной резиденцией правителей Мавераннахра XI–XII веков из числа тюрок Караханидов.

Ученые обнаружили уникальный кирпичный изразцовый орнамент и искусную резьбу по ганчу. Но после завоевания монголов, дворец, как и сама династия, пришли в упадок, а в XVI веке великолепная резиденция древних правителей превратилась просто в караван-сарай, как ее и стали называть в последующие 400 лет.

Мавзолей Ходжа Машхад

На юге Таджикистана был обнаружен комплекс мавзолеев Ходжа Машхад. Историки и археологи отнесли его к XII веку.

Местные старики рассказали легенду, что отец убил двух своих сыновей за то, что они перебежали к «врагам». На месте их могил за одну ночь выросли два купола

vyenolk78ld7ke8laoneono.jpg

Мавзолей и медресе Ходжа Машхад.

В конце XIX и начале ХХ века исследователи зачастую считали это народным вымыслом, а некоторые даже пытались датировать возведенные памятники, давая каждому из куполов разное время постройки.

И лишь в 60-е годы ХХ века при исследовании памятника ученые сделали вывод, что два купола мавзолея были возведены одновременно.