Шартрский собор - шедевр готической архитектуры

Шартрский собор - шедевр готической архитектуры

uykuylguilfyhsgrtdsergse.jpg

Построенный около 1200 года, Шартрский собор в северной Франции является одним из шедевров готической архитектуры. В 1979 году собор был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Возведение нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен. За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи.

Он пережил пожар 1134 года, разрушивший практически весь город, но сильно пострадал во время пожара 10 июня 1194 года. От этого пожара, начавшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и крипта. Чудесное спасение священной плащаницы от огня было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного здания.

Шартрский собор сохранился с конца XIII века до наших дней практически в первоначальном виде.

ghilgilfrhdsrgyesrtgseryhers.jpg

Шартрский собор имеет девять порталов, три из которых сохранились от старого романского собора. Северный портал датируется 1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей. Южный портал, созданный между 1224 и 1250 годами, использует сюжеты Нового Завета с центральной композицией, посвящённой Страшному Суду. Западный портал Христа и Девы Марии, более известный как Королевский, датируется 1150 годом и известен изображением Христа во Славе, созданном в XII веке.

Входы в северный и южный трансепты украшены скульптурами XIII века. Всего убранство собора насчитывает около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла. Частично сохранились и более ранние элементы из предыдущих версий Шартрского собора.

Интерьерные детали украшения выполнены разными школами и даже традициями, соединёнными в эклектически-единый ансамбль. К примеру, капители и каменные барельефы, сохранившиеся в неизменности с XII века, принадлежат работе бургиньонской и тулузской мастеров, целый ряд готических статуй XII и XIII вв. стали результатом заказов у различных школ со всей Франции, а деревянные полихромные (раскрашенные) скульптуры привозились, в основном, из Сен-Дени. Во всех камерных предметах интерьера выделяется, прежде всего, их монументальность, выразительность, несмотря на характерную для эпохи примитивность трактовки образа. Все эти скульптуры тектоничны и рассчитаны на определенное архитектурное пространство, для которого были созданы.

На южной стороне собора расположены астрономические часы XVI века. До поломки часового механизма в 1793 году они показывали не только время, но и день недели, месяц, время восхода и заката Солнца, фазы Луны и текущий знак Зодиака.