Самаркандский центр гончарства.
Самаркандский центр гончарства.
По сообщениям, полученным от самаркандских мастеров, в начале XX в. в Самарканде было 32 мастерских - дукон, где занимались гончарным ремеслом. В городе с древними гончарными традициями сохранялось деление мастеров по специализации: на мастеров косагар, кузагар и танурсоз. Разное отношение к представителям этих специальностей проявлялось во время ежегодного цехового собрания арвохи-пир в честь духов — предков ремесла. По этикету во время угощения мастера косагары занимали более почетные места, чем кузагары. Объясняли это тем, что их продукция (чашки, блюда) подаются вместе с угощением, а изделия кузагаров (кувшины, офтоба) обычно стоят у входа.
О высокой степени специализации гончарного ремесла в Самарканде говорит также деление на простых косагаров и кузагаров, т. е. мастеров, изготавливавших нерасписную продукцию, и мастеров наккошей — владеющих искусством росписи. Помимо росписи для орнаментации посуды применялась техника процарапанного узора чизма, наносимого на сырые изделия под поливу перед обжигом. По словам информанта самаркандского усто Мирмахмада, изделия без такого узора «раньше считались сделанными не по правилам». Процарапанный узор наносился поверх росписи таким образом, что его контуры и контуры узора, выполненного краской, не совпадали. Именно таким образом применялась эта техника в древности, тому есть многочисленные подтверждения в керамике Афрасиаба и Хорезма.
Такой прием мастерами Самарканда комбинировался с расплескиванием по изделию перед обжигом красок различных цветов, которые расплываются по поверхности в виде неправильных потеков и пятен. По древним представлениям, посуда, как живое существо, могла подвергаться действию «сглаза». Чтобы этого избежать, самаркандские гончары блюда, чашки (предназначенные для подачи на стол) подсвечивали пятнами окиси меди. Посуда, покрытая пятнами с потеками, как и сами потеки, называлась авр — облако, и считалось, что она чашмнамегира — не принимает сглаз6. Изделия с прозрачной глазурью и полихромной пятнистой росписью плавкими металлическими красителями, иногда с гравировкойбыли широко распространены на всем Востоке, будучи одним из наиболее ранних вариантов средневековой глазурованной керамики. В IX—X вв. они были известны в Средней Азии, Закавказье, Иране, Месопотамии. Мнения исследователей по поводу истоков этого явления разделились.
Ряд исследователей связывает возникновение керамики этого вида с китайскими изделиями, другие считают, что гравированный рисунок, часто сочетающийся с этой росписью, западного происхождения и связывают его с древними традициями гравировки на глине и металле ближневосточных мастеров. Можно привести еще один характерный пример. В 1943 г. шахрисябзкие гончары простые глазурованные горшки для пищи и молока хурма покрывали внутри белым ангобом, затем, хаотично бросая туда раствор железистой глины, создавали пятна и потеки внутри. Кроме того, они специально захватывали сосуды выпачканными в этой глине руками, оставляя на поверхности следы пальцев. Мастера называли эту посуду ала гули или ала було, т. е. пегий, и говорили, что делают так потому, что нехорошо оставлять внутренность сосудов гладкой. Сосуды, орнаментированные таким образом, покрывались желтоватой поливой, подкрашенной железной окалиной (которая в Самарканде считалась нечистой). Пятна, таким образом, так же как и в Самарканде, носили охранный характер.

Табак, блюдо. Самарканд. Конец XIX в.




