Принципы исламской архитектуры.
Принципы исламской архитектуры.
Минареты мечети Селимие в Эдирне являются наиболее устойчивыми против землетрясений во всей Турции. Она была построена архитектором Османской империи Синаном.
На протяжении своей долгой карьеры в служении трём султанам Турции в течении 15 века, он спроектировал и построил 477 зданий. Этот архитектор признавал значимость гармонии между архитектурой и ландшафтом: такая концепция не была известна в Европе до 16 века. Его турецкий дизайн радикально изменил структуру купола, добавив ему высоту и величину, что явилось выдающимся продвижением в строительной технике и стало его фирменным знаком.
Удивительно, что многое из вышеперечисленного было развито и усовершенствовано архитекторами из мусульманских стран, а затем попало в Европу тысячелетие назад через южную Испанию и Сицилию.
Дизайн зданий и идеи были также позаимствованы крестоносцами, учёными и паломниками, посещавшими Иерусалим, и путешествовавшими через мусульманские земли и такие города, как Кордова, Каир и Дамаск.
Мусульманская архитектура была основана на множестве идей: например, принципе бесконечной силы Аллаха, или Бога, символом которой были повторяющиеся геометрические узоры и украшение арабесками. В декоре редко встречались изображения человека и животного, потому что творения Аллаха считались неподражаемыми. Вместо этого мастера использовали стилизованный растительный орнамент и цветочные мотивы. Последним штрихом, придающим законченность красоте зданий, были каллиграфические надписи-цитаты из Корана. В то время, как большие купола, башни и дворы дарили чувство пространства и величественной силы.

Мечеть Сулеймана (1550-1557), спроектированная архитектором Синаном, венчает один из семи холмов Стамбула. Здание представляет собой комплекс и включает в себя медресе (школу), больницу, столовую, караван-сарай, хамам, приюты и магазины. Это здание является экологически безопасным проектом, противодействующим загрязнению воздуха сажей от свечей.
Декор зданий концентрировался на визуальной эстетике: несмотря на то, что Ислам осуждает расточительство, он не выступает против комфортной жизни или наслаждения ею до тех пор, пока люди не выходят за рамки законов Всевышнего и Его учения. Всё это означает, что мусульмане не должны жить убого. Мусульманская мудрость «Трудись для этого мира, как будто ты вечен, и трудись для иного мира, как будто ты умрешь завтра» во многом объясняет отношение мусульман в том числе и к архитектуре: если ты взялся за что-то, то делай это сдержанно, скромно и красиво. Хорошим примером такого подхода является окно в форме розы.
Если взглянуть на фасады большинства соборов и церквей в Европе, то вы не сможете не заметить их величественную красоту и то, как декорированы навесные стены над главным входом.
Вы будете удивлены тем, что историки связывают происхождение огромных круглых окон с Исламом, а также шестиконечной розеткой и восьмиугольным окном на внешней стене дворца ОмайадовХибрат аль-Мафджара, построенного в Иордании в период 740-750 годов. Круглое окно в Хибрат аль-Мафджар (Иордания, 740-750 годы н. э.) считается первоисточником окон в форме розы в соборе Дарем.
Крестоносцы заимствовали эти элементы при строительстве церквей: в начале в романском стиле (11 и 12 века), к примеру, собор Дарем, и позднее в готической архитектуре. Окно в виде розы имело сразу две функции: оно пропускало свет и солнечные лучи, в то время как само по себе олицетворяло глаз Господа. Хотя, некоторые утверждают, что данная идея берёт начало от «римского ока», круглого окна в куполе Пантеона в Риме, но оно больше походит на круглое отверстие в потолке. Данный пример является лишь толикой того, с чем вы познакомитесь в последующих статьях о различных мирах мусульманской архитектуры и о том, как это искусство исламского мира повлияло на мировой стиль строительства зданий через века.

Окно в форме розы в соборе Дарем (англ. Durham) — город на северо-востоке Англии) Очень часто мусульманская архитектура была экологически безопасной. Для уменьшения загрязнений воздуха дымом от тысяч свечей и масляных ламп, Синан сконструировал внутреннее пространство мечети Сулеймана в Стамбуле таким образом, что сажа перед выбросом в город проходила через центральную систему проветривания в фильтрационную комнату. Накопившаяся сажа переправлялась в фонтан с водой, где она смешивалась для получения высококачественных чернил, которые использовались в каллиграфии. Эти чернила также отгоняли насекомых и книжных червей, что помогло продлить жизнь многим рукописям.




