Музыкальное наследие Узбекистана в Российском Этнографическом музее
Музыкальное наследие Узбекистана в Российском Этнографическом музее
Российский этнографический музей (РЭМ) в Санкт-Петербурге располагает богатыми этнографическими коллекциями предметов материальной и духовной культур народов Средней Азии и Казахстана. Часть из них относится к музыкальному наследию Узбекистана. Коллекции Узбекистана представлены предметами Туркестанского народного кукольного театра, музыкальными инструментами и документальной фотографией по музыкальной тематике. Почти все экспонаты, за небольшим исключением, принадлежат к одной исторической эпохе – второй половине XIX – началу XX вв.

Коллекция народного кукольного театра Туркестана начала ХХ в. определяется исследователями как уникальная. Ее ценность – в полноте охвата предметов, составлявших некогда народный театр перчаточных кукол (кол кугирчок; в обыденном произношении – кол курчок; буквально: «ручные куклы»). Это набор типичных для цеха музыкантов и артистов театра предметов: музыкальные инструменты, рукописный Устав цеховых музыкантов («Рисала-йи мехтарлик»), комплект кукол, «жаровня» для нагревания кожи ударных инструментов, театральный шатер.Коллекция предметов кукольного театра была приобретена туркестанским краеведом-энтузиастом Петром Александровичем Комаровым в 1907 г. в городе Чимкенте Сырдарьинской области Чимкентского уезда. Уроженец и житель Ташкента, П. А. Комаров в 1906 – 1908 гг. работал заведующим орошением Северо-Восточного участка Чимкентского уезда. Он увлекался краеведческой работой, проводил маршрутные осмотры памятников истории и культуры, публиковал (с конца XIX в.) научные статьи в газетах и сборниках Туркестана («Туркестанские ведомости», «Сборник материалов для статистики Сырдарьинской области»); принимал участие в деятельности Туркестанского кружка любителей археологии.Коллекция предметов кукольного театра из Чимкента была отправлена П. А. Комаровым в Этнографический отдел Русского музея и зарегистрирована в «Книге описей» Музея в марте 1908 г.Ныне она хранится в Отделе Средней Азии, Казахстана и Кавказа РЭМ. Всего же здесь имеется четыре различных коллекции, поступивших от П. А. Комарова и связанных с народным театром Туркестана. Рассматриваемая коллекция включает в себя 24 единицы хранения.

Устав цеховых музыкантов «Рисала-йи мехтарлик» (Рисолаи мехтарлик) написан на узбекском языке, с заметным использованием лексики таджикского языка. Дата составления – 1327 год хиджры, что соответствует 1909 г. Вероятно, она ошибочна, так как рукопись была приобретена в 1907 г. Скорее всего, рукопись была переписана в год ее продажи П. А. Комарову.
В деле сохранилась расписка (на узбекском языке в арабской графике) о продаже П. А. Комарову жителем Чимкента (чимкентлик) Сайидом Азимом Ислам Ходжа угли музыкальных инструментов и предметов народного театра. Рукопись представляет свиток длиной 191 см и шириной 11 см, склеенный из разноцветных полосок тонкой бумаги. Текст расположен в небрежно прочерченных рамках в виде трех прямых вертикальных линий. В колофоне приведена басмала и название устава, упомянут Хазрат Джабраил (архангел Гавриил). Всего в свитке семь склеенных листов с текстом. На каждом листе расположено от 12 до 14 строк. Текст написан поздним «бытовым» насталиком.
Отдельные, особо важные слова выделены красными чернилами. Такая форма рукописи (в виде свитка) говорит о его постоянном нахождении у владельца (мехтара) – исполнителя на сурнае. Иметь устав при себе и относиться к нему как к священной реликвии – обязанность руководителя ансамбля мехтарлик, предписанная традицией. Устав цеховых музыкантов привлекал внимание ученых. В начале 1930-х годов музыковед В.М. Беляев обратился с просьбой к узбекскому поэту, писателю и переводчику Чулпану перевести Устав на русский язык. Чулпан перевел текст Устава в 1932 г. Однако долгие годы работа не публиковалась, находясь в архиве В. М. Беляева во Всероссийском музейном объединении музыкальной культуры им. М. И. Глинки.

Инструменты из Туркестана представляют большую историко-культурную ценность, так как датируются второй половиной XIX – началом ХХ вв. Среди них – два гиджака близкой архаичной формы , не характерной для ныне бытующих инструментов в Узбекистане. Они имеют длинную шейку и маленький корпус (коса), изготовленный, по-видимому, из традиционного для старых инструментов «индийского ореха».

Обратная сторона корпуса гиджака разделена на три секции и украшена резным орнаментом в виде трех однотипных лучеобразных розеток, напоминающих розетку-шамса в украшениях первого листа старинных рукописных книг (в Иране, Хорасане и Мавераннахре). Обязательные для этого инструмента смычки в коллекции отсутствуют. Колковая коробка и сами колки раскрашены в разные цвета. Дутар отличается упрощенно-архаичной, необычной формой. Его корпус относится к типу долбленых, сделан из одного куска дерева (вероятно, тутовника), а шейка – из урюка. Обратная сторона корпуса близка к очертанию танбура.
На инструменте отсутствует богиз – характерная для старых дутаров деталь, соединяющая корпус с грифом. Лицевая сторона инструмента украшена инкрустацией из перламутра. По-видимому, этот инструмент предназначался для женского музицирования. Танбур, происходящий из Самаркандской области , типичен для этого вида. В традиционной инкрустации использована белая кость, на которую нанесен характерный для мастеров танбуров и дутаров Туркестана и Узбекистана орнаментальный узор «рыбий глаз» – вырезанные кружочки с точкой посередине. На грифе инструмента не сохранилось большинство его жильных надвязанных ладов.
Тем не менее, он дает представление о предшествующих разновидностях этого инструмента. Большой интерес представляет хорошо сохранившийся экземпляр сурная, происходящий из Самаркандской области. Его органологические признаки и набор основных элементов в целом совпадают с инструментом из коллекции кукольного театра. Однако, у него есть и некоторые отличия – отсутствуют латунные кольца на тулове, а в оформлении использованы дорогостоящие материалы, такие как серебро и нефрит, из которого выполнена круглая пластинка (садат).

Поперечная флейта най, также происходящая из Самаркандской области , изготовлена из латуни. Почти вся поверхность ная богато украшена резьбой с узорами растительного характера. Этот тип инструмента преимущественно использовался в военных ансамблях (сарбаз-най). Гиджак (каракалпак.: гиржек), принадлежавший к каракалпакской традиции отличается архаичностью и простотой изготовления, что свидетельствует о его бытовании в народной среде.
Принадлежащий к этой же традиции дутар сравнительно недавнего происхождения. На части его корпуса аламуйнак (каракалпакское обозначение богиза), при помощи инкрустации костью набрано имя мастера – Курбанияз, а также, видимо, год его рождения (1941) и дата изготовления инструмента – 1962 г.






