«Культурное наследие Узбекистана в музеях мира».
«Культурное наследие Узбекистана в музеях мира».
« Вышивка Узбекистана в коллекции музея Пауэрхаус, в Сиднее.

Музей Пауэрхаус является одним из старейших культурно-просветительских центров Сиднея и основным филиалом Музея прикладного искусства и наук. Он знакомит посетителей с приборами и машинами, которые были изобретены несколько столетий назад, а также с современными инновациями в области прикладного искусства и наук.
История музея Пауэрхауса берет начало в 1878 году. Первая коллекция была создана из экспонатов, которые были показаны на различных австралийских выставках. Сначала музей размещался в выставочном центре Garden Palace, который был уничтожен пожаром 1882 года. После этого музей Пауэрхаус располагался в разных зданиях. Постоянным адресом обзавелся лишь в 1982 году.
В коллекции Музея Пауэрхауса хранится 37 предметов из Узбекистана, среди них- несколько вышивок. Рассмотрим две из них. Сузани - традиционно вышивались узбекскими женщинами в качестве приданного для дочерей и внучек. Шитье начиналось, когда девочка была еще совсем мала, а когда подрастала присоединялась к работе, обучаясь необходимым навыкам. И когда девочка уходила из семьи в дом к мужу, она уносила с собой любовь и добрые пожелания выраженные в каждом стежке сюзани. Мотивы и узоры вышиваемые на сюзани, выражают пожелания здоровья, безопасности, связаны с надеждами, плодовитостью и процветанием, то есть со всем , что родители могли пожелать своей дочери. Дизайн сюзани характерен для мастеров для Нураты. Из четырех углов по диагонали к центру «растет» крупный куст, усыпанный цветами, а оставшееся в центре место украшено разнообразными цветами и веточками поменьше. Ширина бордюра украшенного решетчатым узором также типична для сузани из Нураты, то есть составляет около четверти ширины поля. Края украшены цветами и бутонами в диагональной решетке зубчатых листьев. В центре – декоративный узор бута или «огурец» который в Средней Азии известен как бодом. Внизу слева – два небольших сосуда с водой как символы дающей жизнь воды. В вышивке использованы мягкие оттенки красного и розового, получаемого при окрашивании мареной, три тона индиго, кремовый персиковый и кое-где желтовато-коричневый.

Второй предмет- джайпуш- вышитое для постели новобрачных покрывало.. Он отлично сохранился и прекрасно демонстрирует мастерство изысканной вышивки, которым владели женщины Бухары. Джайпуш датируется 1860г., судя по высокому качеству вышивки и ткани основы, что характерно для подобных изделий XIXв.
Дизайн некоторых секций черенков листьев и цветов, прорисованный черными чернилами так и не был заполнен вышивкой. Возможно это было связано с уверенностью, что в доме будут еще свадьбы . Но так как над простыней работало много мастериц, также вероятно, что некоторые детали были пропущены просто по случайности . То, что такой старинный джойпуш сохранился в таком прекрасном состоянии –редкая удача.
Сузани и джайпуш являются важной частью культурной идентичности Узбекистана и передают все богатство и художественное разнообразие этих видов искусств. Их делают до сих пор , больше как сувениры для туристов. Бережно сохраненные до наших дней эти шедевры текстиля имеют собственное место в богатейшей палитре культур народов мира.

Источник : книга « Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира» том IV, стр 62-64.




