Конец работы: почему в мире будущего нет места для среднего класса

Конец работы: почему в мире будущего нет места для среднего класса

funfynrf4u5pnukaupak.jpg

         Пандемия коронавируса и переход в онлайн уже заметно изменили рынок труда, но он будет меняться еще сильнее. Особенно сильный удар будет нанесен по среднему классу: в мире будущего не будет работы в общепринятом сейчас смысле

Еще в 1984 году американский писатель и футуролог Джон Нейсбит предсказывал, что мир перейдет от иерархических структур управления к сетевым. Но он вряд ли понимал под сетями хоть что-то похожее на нынешние цифровые сети.

Бенефициары и проигравшие

Как в случае любых общественных изменений, перемены в организации труда приведут к появлению как выигравших, так и проигравших. Прежде всего, бенефициарами этих изменений окажутся те, кто сможет доказать свою эффективность и нужность, работая в гибкой организационной среде, не требующей ежедневной демонстрации корпоративной лояльности в виде отсиживания положенных часов офисной работы.

В результате в ближайшем десятилетии остро встанет проблема невостребованности квалифицированных работников. Богатые страны смогут ответить на нее переходом к распределительным системам вроде «гарантированного дохода» (его в начале 1950-х предлагал еще кейнсианец Джон Гэлбрейт). В 2017-2018 годах Финляндия протестировала эту модель: в течение двух лет 2000 безработных ежемесячно получали по €560. Эти деньги позволили людям чувствовать себя лучше, но не помогли им найти работу.

Будущее среднего класса

В целом средний класс, резкий подъем благосостояния которого в середине XX века определил идеологию современного западного мира, оказался в самом уязвимом положении в современной экономике. Его относительные доходы падали с 1970-х годов, и в эпоху постцифровой экономики это падение может ускориться.

При этом кардинально изменится и сама концепция «работы» (job), являвшаяся центральной для капитализма XIX–XX веков. Уже сейчас она уступает место идее «подработки» (gig) — относительно короткого и интересного проекта, за которым может последовать пауза в продуктивной деятельности.

Вероятно, сама идея продуктивной деятельности будет максимально расширена с включением в нее усилий по воспитанию детей, ухода за пожилыми и больными, различного рода социального волонтерства. Классические способы измерения занятости — пугающие сейчас цифрами растущей безработицы — потеряют смысл. Значительная часть населения развитых стран будет частично занята большую часть свой жизни.

Что дальше

Возникнет спрос на новые информационно-телекоммуникационные системы безопасной удаленной и распределенной работы множества команд. Остро встанет проблема квалификации и численности персонала. Будут востребованы универсалы, обладающие одновременно глубоким знанием, скажем, психологии и систем работы с большими данными.

При этом работу узких функциональных специалистов легко можно будет заменить алгоритмами, технологическими платформами и сервисами — что объективно плохая новость для этого типа сотрудников, преобладающих сейчас в бизнес-среде. Вероятно, в ближайшем будущем главной головной болью развитых экономик станет поиск подходящих занятий для растущей массы безработного «офисного планктона».

 

 

Отредактировал Мерзляков Н

Источник https://yandex.ru/turbo/s/forbes.ru/biznes/403801-konec-raboty-pochemu-v-mire-budushchego-net-mesta-dlya-srednego-klassa?promo=navbar&utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com