Кирпич может все!
Кирпич может все!
«Кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир».
Антуан де Сент-Экзюпери
Кирпич неизменно служит человеку в качестве основного строительного материала уже целые века. Он такой привычный, простой и надежный. Величайшие минареты, замки, храмы, площади и целые города, построенные людьми из кирпичей. Слово «кирпич» заимствовано из тюркских языков
Хотя вплоть до нашего времени широчайшее распространение имел во многих странах необожжённый кирпич-сырец, часто с добавлением в глину резаной соломы, применение в строительстве обожжённого кирпича также восходит к глубокой древности (постройки в Египте, 3—2 тысячелетие до н. э.). Особенно важную роль играл кирпич в зодчестве Месопотамии и Древнего Рима, где из кирпича (45×30×10 см) выкладывали сложные конструкции. Форма кирпичей в Древнем Риме варьировалась, использовались в том числе прямоугольные, треугольные и круглые кирпичи, прямоугольные плиты кирпича радиально разрезали на 6—8 частей, что позволяло из получившихся треугольных кусков класть более прочную и фигурную кладку.
Привычный же нам кирпич прямоугольной формы (его удобней было держать в руке) появился в Англии в 16 веке.
Минарет Мальвия в Самарре, Ирак, 849-852гг.


Самарра находится на берегу реки Тигр, в той местности, где возникла древнейшая на Земле цивилизация. По местным меркам минарет — сравнительно молодое сооружение. Зиккурат (многоступенчатое культовое сооружение), в Уре, например, датируется XXI веком до н. э. Но месопотамские памятники строились из необожженного кирпича. В те времена между Тигром и Евфратом не хватало не только камня, но и дерева, которое можно было бы пустить на топливо. Поэтому сооружения легендарных Ура и Ниневии археологи нашли в виде оплывших груд глины. Другие подобные постройки были основательно разрушены. Например, Вавилон времен Семирамиды, где уже отчасти использовался обожженный и даже глазурованный кирпич, подвергался разрушениям и в древности, и потом, в XIX веке, а в своем сегодняшнем виде достопримечательность была отстроена уже в 1990-х годах при Саддаме Хусейне.
Минарет выглядит как архетипическая Вавилонская башня, но это уже исламское сооружение, часть комплекса Большой мечети. Построены они по приказу халифа аль-Мутаваккиля, внука Гаруна аль-Рашида, героя «1001 ночи».
Башня высотой 52 метра устроена по тому же принципу, что древние зиккураты. Она состоит из сплошной кирпичной кладки, и только наверху есть небольшое цилиндрическое помещение. В основании башни — квадратный подиум со стороной 33 метра, а дальше конус обвивает открытая спиральная лестница, из-за чего минарет и называется Мальвия — «Спиральный». По широким (в два метра) ступеням наверх поднимались муэдзины.
Замок Мариенбург в Мальборке, Польша, основан в 18 веке.

Замок похож на картинку в книжке со сказками, это обычно значит, что его основательно отреставрировали в XIX веке. Это верно и в случае с Мариенбургом. Замку сильно досталось во Вторую мировую, так что пришлось заново отстраивать, и тут очень кстати пришлась документация, оставленная первыми реставраторами. Тем не менее замок включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, ведь это самый грандиозный образец кирпичной готики в мире.

Активно использовать обожженный кирпич начали римляне, придумав надежный связующий раствор. После падения Римской империи технология была в основном утрачена на территории Западной Европы, но кирпич продолжали использовать в Византии, откуда его переняли арабы. В Балтийский регион его принесли из Святой земли крестоносцы Тевтонского ордена. Рыцари, уже вытесненные к тому времени из Иерусалима и остановленные Александром Невским на пути в русские земли, во второй половине XIII века сосредоточились на христианизации прусских и литовских язычников, а заодно на захвате земель польских христиан. Тогда и был построен на реке Ногат замок, названный в честь Девы Марии, покровительницы Тевтонского ордена.

Первоначально Мариенбург строился с большим размахом: в хозяйственных ведомостях за 1278–1280 годы значится 4 480 000 единиц кирпича и черепицы. В 1309 году замок был заметно расширен. В результате крепостные стены охватили площадь 210 тысяч квадратных метров.
Мариенбург состоит из трех частей: Верхнего, Среднего и Нижнего замка. В Нижнем под защитой крепостных стен жил обслуживающий персонал и крестьяне; в Среднем в XIV веке размещался богато украшенный дворец великих магистров; самое заметное здание Верхнего замка — костел Девы Марии. С воды все это складывается во внушительную композицию из прямоугольных и круглых объемов, остроконечных шатров и щипцов.
Стены не выглядят особо высокими, но построены по всем правилам фортификационной науки и окружены водой со всех сторон. В дальнейшем тевтонская столица переместилась в Кенигсберг, а Мариенбург превратился в резиденцию польских королей. Перестраивать его не стали: дворец великих магистров с анфиладой просторных и высоких залов под нервюрными сводами не уступал великолепием королевскому дворцу в Кракове.
Пьяцца-дель-Кампо в Сиене, Италия, 1279-1349 годы.

Кирпич для Сиены — основа идентичности города. Мягкий оттенок, получающийся при обжиге местной глины, дал название краске: «сиена жженая». В XIII–XIV веках, когда Сиенская республика переживала расцвет, производство строительной керамики находилось под строгим контролем. Были установлены единые размеры кирпича (примерно 30 на 15 на 7,5 см) и изготовлен мраморный эталон, с которым каждый желающий мог свериться в зале городского совета.

Стандартный кирпич не только обеспечивал высокое качество строительства, но и символизировал высокий уровень благосостояния всех граждан республики. Ансамбль главной площади Пьяцца-дель-Кампо, выстроенный на месте разросшихся древних поселений, стал тому свидетельством.

Площадь имеет форму раковины или неглубокого амфитеатра, спускающегося к мягко изогнутому фасаду палаццо Публико, где заседало городское правительство. Сходящиеся к площади улицы разделяют ее пространство на десять секторов равного размера, и это членение подчеркнуто мощением: девять полос травертина разделяют плоскости уложенного елочкой кирпича.
Обрамляющие площадь дворцы знатнейших семейств имеют равную высоту и не спорят друг с другом пышностью убранства. Выделяется только палаццо Публико, нижний ярус которого выстроен из камня, и дозорная башня Торре-дель-Манджа, у которой, наоборот, кирпичная стена с каменным завершением.
Но, увы, завершение ансамбля совпало с началом упадка республики: за год до замощения площади, в 1348 году, чума унесла жизни двух третей из 50-тысячного населения Сиены, после чего город навсегда уступил первенство в Тоскане своему сопернику — Флоренции.
Собор Сен-Сесиль в Альби, Франция, 1282-1492гг.

Структура готического храма — каркасная система стрельчатых арок, передающих распор свода на контрфорсы с помощью аркбутанов — рассчитана на свойства камня, способного выдержать значительное давление. Кирпич же под действием сжатия крошится, поэтому кирпичная готика, используя принцип распределения распора по отдельным точкам, нуждается в более массивных контрфорсах и вынуждена обходиться без воздушных аркбутанов, и поэтому не может освободить в стенах место для больших витражей. Эти «недостатки» переработались в особый образный язык, и один из самых успешных примеров его использования можно увидеть в соборе Сен-Сесиль.

Город Альби на юге Франции, в Окситании, был в раннем Средневековье одним из центров еретической христианской секты. Собор, символ победы над местной ересью, начали строить по поручению главы альбийской инквизиции епископа Бернара де Кастане (время епископства — с 1277 по 1307 год). Здание строилось в новом французском стиле — готическом, но с использованием местного материала — кирпича. Главная идея готики — претворение тяжелой материи в визуально легкие конструкции.
Необходимые для кирпичной кладки широкие контрфорсы сделаны в Альби полукруглыми, из-за чего собор стал восприниматься как нерушимая крепость веры - важная в эпоху религиозных войн. Однако, собор вполне приспособлен для нужд обороны, а его крипта? 12-метровой глубины могла служить укрытием для церковных ценностей. Внутри же здание церкви, обращенное к прихожанам, просторно, светло и нарядно. Зальное пространство не имеет столбов и перекрыто высоким, 30-метровым сводом.
Строительство вчерне закончилось в 1383 году, а в 1492-м была достроена мощная 78-метровая колокольня.

Мечеть Селимие в Эдирне, Турция, 1569-1575 годы.

Мечеть в Эдирне — вершина эволюции типа купольного здания, восходящего к римскому Пантеону. Постройка большого купола всегда сложная инженерная задача, ведь его свод давит не только вниз, но и в стороны, грозя обрушить стены. В константинопольском храме Святой Софии (532–537) грандиозное подкупольное пространство (центральный купол диаметром 31 метр поднят на высоту 51 метр с помощью системы полукуполов), но распор сводов удерживают колоссальные массивы кирпичной кладки, так что снаружи собор выглядит бесформенной глыбой.

Захватившие в 1453 году Константинополь турки были потрясены величием Святой Софии. Она стала образцом для новых османских мечетей, но архитекторы старались дать купольному внутреннему пространству достойную внешнюю оболочку. Больше всех в этом преуспел зодчий Синан, испробовавший несколько комбинаций куполов, полукуполов и арок, чтобы добиться нужного эффекта. Построив мечеть Селимие в Эдирне, он достиг своей цели. Полусферический купол диаметром 31,25 метра опирается на восемь столбов, встроенных в стены квадратного основного объема. Тяжесть распределяется через стрельчатые арки в восьмигранном барабане, а распор передается небольшими полукуполами на наружные стены окружающей центральный куб галереи. Углы восьмигранника поддерживают ступенчатые контрфорсы, заканчивающиеся невысокими башенками (достижения готики Синану были известны), а завершают стройную композицию четыре высоких минарета по углам квадрата.
Один мощный купол, определяющий силуэт мечети вместо обычной «горки» небольших куполов, выражает идею единства, важную для утверждения могущества султана Селима II, заказчика Синана. С ритуальной точки зрения у Селимие есть большое преимущество перед традиционными мечетями: михраб (ниша, указывающая направление на Мекку и, соответственно, служащая фокусом молитв) виден из любой точки внутреннего пространства.
Продолжение следует………
Источники – Интернет сайты
Отредактировано С. Данилов




