«Керамические изделия и текстиль из Узбекистана в коллекции Берлинского музея Исламского искусства»
«Керамические изделия и текстиль из Узбекистана в коллекции Берлинского музея Исламского искусства»

Берлинский музей Исламского искусства был основан в 1904г. Самые ранние поступления из Средней Азии начинаются с 1905г. В 1925 году музей смог приобрести 16 целых керамических сосудов и более 100 фрагментов посуды из Самарканда, которые поступили из российской коллекции. Большая часть этих предметов происходит с руин Афрасиаба, городища древнего Самарканда. Среди всех этих сосудов и фрагментов были образцы Темуридской эпохи, но самая большая часть принадлежала более раннему, но не менее блестящему периоду в истории Узбекистана- периоду Саманидов и последующих династий, пришедших им на смену. Первая атрибуция и упорядочение этих находок были проведены Куртом Эрдманом, который опубликовал некоторые работы до начала Второй мировой войны. Последующие публикации были сделаны уже после войны. Кроме того, с конца 1970-х гг. коллекция пополнялась новыми поступлениями с археологических объектов и из Музея этнографии. Это посуда, целая и фрагментированная , образцы архитектурного декора. С 2014 г. научная работа с этим обширным собранием ведется в рамках проекта сотрудничества с университетом Бамберга ( основан в 1647 г.является одним из самых старых в Баварии. В качестве основных предметов в университете изучаются гуманитарные и культурологические, социальные и экономические науки )и Государственным музеем этнографии им. Линдема в Штутгарте.


Наряду с образцами керамики , музей располагает скромной коллекцией узбекского текстиля. Это несколько больших сузани с хлопчатобумажной основой и вышивкой шёлком. Это шелковое сузани из Шахрисабза XIX в. очень деликатной колористической гаммы, с гармоничной композицией.

Сузани из Бухары относится к известной группе вышивок « с большим медальоном», поражающей магической силой притяжения. Центральный медальон вышит полностью, исходящие от него лучи дополнены растительными и геометрическими мотивами, а также изображением маленьких кувшинов. Каждый из этих элементов имеет символическое значение , а все вместе воспринимаются как гармонично звучащий гимн жизни. Это сузани было привезено из Узбекистана поэтом Йоханнесом Бехером, который недолгое время жил в Ташкенте. После войны поэт и его семья отправляются в Берлин, и привозят сузани с собой. Среди всех известных «сузани с большим медальоном» берлинский образец занимает ключевое место благодаря его богатому декору и впечатляющему колориту.

Источник : книга «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира» том XI, стр. 45, 51, 55.




