Дмитрий Кибкало Самое время для перемен: как сменить направление бизнеса во время кризиса

Дмитрий Кибкало
Самое время для перемен: как сменить направление бизнеса во время кризиса

ykepkypururufayvaucau.jpg

      Многие компании смогут пережить этот коронакризис только после того, как развернут направление бизнеса в новое русло. Найти нужное направление поможет матрица инноваций, основанная на произошедших изменениях и потребностях клиентов. Как ее использовать?

Что делают в нормальной компании? Устраивают совещание, решают, как урезать расходы, как дотянуть до какого-то времени. Правда, никто не знает, сколько бизнесу придется «пережидать» в таком состоянии. Поэтому мы с партнерами на повестку дня поставили несколько вопросов:


На стыке потребностей и возможностей лежат новые ниши или направления для вашего бизнеса или для стартапа. То есть любая инновация — это удовлетворение старых потребностей новыми способами с кратной эффективностью. Потребности со временем не меняются, а вот способы удовлетворения этих потребностей могут измениться.

Как работать с матрицей инноваций

Инновации — это не всегда, и не только, про сверкающих роботов. В первую очередь это новый способ удовлетворения старой потребности с кратной эффективностью. Людям, что сегодня, что 20, что 100 лет назад нужно было одно и то же — вкусно и сытно поесть, тепло и безопасно поспать, быстро куда-то добраться, и т.д. Меняются только способы, которыми эти потребности удовлетворяют.

Дальше еще интереснее. Чтобы найти место для шага вперед, искать нужно среди того, чего раньше не было. Это и есть — «новый способ». То, что раньше было, — наверняка кто-то уже пробовал, и оно не «полетело». На самом деле для этого «нового» всегда есть окно возможностей, какая-то перемена, которая даст бизнесу шанс. Окно возможностей может быть:

Особенности матрицы в период коронавируса

Рассмотрим подробнее, как использовать матрицу инноваций во время коронавируса.

1. Выписываем, какие перемены произошли, что меняется прямо сейчас. Я взял за основу перемены поведенческие. Составляем список в первом столбце.

Нельзя собираться большой компанией, ограничивается круг общения.
Люди стали ходить в масках, очках и перчатках, обрабатывать кожу и одежду.
Снова в моде запасаться продуктами на черный день.
Новый виток набирает профилактика здоровья — мыть руки, закаляться, внедрять полезные привычки и т.д.
Налицо нехватка информации о коронавирусе, нет единого источника, недостоверная информация.
Невозможно путешествовать за рубеж, рушатся планы.
Нет желания пользоваться общественным транспортом.
Граждан призывают без необходимости не выходить из дома.
Дети сидят дома, родителям тяжело. Нужно занять детей.
Очередные скачки на валютном рынке.
2. В первой строке прописываем бизнесы и занятия, которые точно пострадали от коронавируса: рестораны и кафе, встречи с друзьями, образование и обучение, розничная торговля, офисы, продуктивность труда в целом, развлекательные мероприятия и т.д.
3. Для каждого пересечения накидываем идеи, и лучше не одну (потому что первая — чаще всего очевидная). Например, у меня получились идеи из разных сфер.

На входе в магазин выдавать одноразовые перчатки (и в других местах, например в такси).
Продуктовый магазин-лабиринт (как «Икея», только чтобы покупатели шли последовательно по продуктовому отделу и ни с кем не встречались по пути).


Офисная камера со встроенным измерением температуры (как только температура повышается, сотрудника просят покинуть офис. То же самое и для камер в ноутбуках — чтобы он предупреждал, когда пора от экрана отойти).


Милые маски с известными мультиками и фильмами (маска Дарт Вейдер, маска Шрек и т.д.).
Ресторанное абонентское обслуживание на дому (заказ заранее на день или неделю вперед).
Бизнес-ланчи с доставкой из тех ресторанов, где сейчас пусто.


При доставке предлагать клиентам чеснок — может от коронавируса и не спасет, но иммунитет укрепляет.


Отредактировал Мерзляков Н

Подробнее на РБК:
https://pro.rbc.ru/news/5e902bb29a79479c90484804