Что делать и чего не делать, если ваши сотрудники плачут
Что делать и чего не делать, если ваши сотрудники плачут

Благодаря герою Тома Хэнкса из фильма «Их собственная лига» мы знаем, что «в бейсболе нет места слезам», но ни один из виденных мною фильмов не дает четкого ответа на вопрос, что делать, когда люди на работе плачут. А они плачут, нравится нам это или нет.
Почему у нас возникает такая реакция? По нескольким причинам:
1. Мы хотим исправить ситуацию. Когда мы видим, что человек плачет, большинство из нас хочет инстинктивно решить его проблему. Но мы не всегда знаем, в чем проблема.
2. Мы волнуемся, что слезы из-за нас. Мы спрашиваем себя: «Я что-то не то сказал?», «Я что-то сделал?», «Она плачет из-за меня?».
3. Мы не знаем, почему человек плачет. Самое простое объяснение — человеку грустно. Но люди также плачут, когда сердятся, счастливы, смущены, волнуются, испытывают облегчение, напуганы, разочарованы, что-то поняли, устали, их оценили по достоинству, проголодались, чувствуют себя одиноко и т.д.
4. Мы не хотим плакать. Эмоции заразны, и мы волнуемся, что чужие слезы вызовут наши собственные, особенно если мы склонны сопереживать другим людям.
5. Нас тревожит, что слезы сигнализируют о большей проблеме — но какой? Мы задаемся вопросом, не вызваны ли слезы какой-то более крупной проблемой, чем только что состоявшийся разговор. Что если это признак глубокой личной проблемы — настолько глубокой, что мы не знаем, как помочь?
6. Мы боимся, что человек расплачется еще сильнее. Увидев первую слезинку и услышав первое всхлипывание, мы думаем: «Что если она разрыдается?» «Что если ее стошнит?» «Что если она слишком разволнуется?»
В большинстве случаев прямо сейчас необходимо сказать что-то полезное, обнадеживающее и краткое. А чего не нужно говорить?
Интерпретировать, например, так: «Ты выглядишь грустной». Помните, что люди плачут по разным причинам, и вы не узнаете их, пока они не скажут. (Важно не забывать, что люди сами не всегда знают, почему плачут).
Говорить, что делать, например, фразой «тебе следует сделать перерыв». Когда кто-то плачет, то часто ощущает потерю контроля. Если вы станете диктовать следующее действие, даже из сочувствия, то еще больше лишите человека ощущения контроля.
Судить, например, фразой «это не стоит твоих слез». Говоря человеку, чтобы он не чувствовал того, что чувствует, вы уменьшаете доверие между вами, заставляя его ощущать себя небезопасно рядом с вами.
Что же лучше сказать?
«Давай-ка сделаем паузу на минутку. Я вижу, что ты плачешь. Сделаешь перерыв или еще поплачешь? Как ты хочешь?» Эти нейтральные слова дают человеку возможность выбрать, что делать дальше.
«Я хочу приостановить разговор и выяснить, что с тобой. Можешь сказать, что с тобой происходит?» Эти слова демонстрируют сочувствие и интерес к человеку, не драматизируя ситуацию и не проявляя излишней тревоги.
«Ты плачешь, давай сделаем паузу. Что может тебе помочь прямо сейчас? Я сделаю, как скажешь». Этими словами вы признаете, что происходит, но даете человеку возможность взять контроль в свои руки.
Эмоции — это данные, и видимое (и слышимое) выражение эмоций, например, плач, не следует игнорировать или минимизировать. Проявить интерес и сочувствие, даже если вам некомфортно, крайне важно для лидера, обладающего эмоциональным интеллектом.
Отредактировал Мерзляков Н
Источник https://hbr-russia.ru/liderstvo/emotsionalnyy-intellekt/834286




