Бухарский центр гончарства

Бухарский центр гончарства

        Поливную посуду, покрытую прозрачными глазурями, называли общим названием сафоль, посуду, покрытой глухой поливой, — чини. Этим термином также обозначали фарфор. В Риштане и Самарканде в 1870-х годах были зафиксированы рассказы об использования глухой свинцовой поливы (имеющей в своем составе олово как глушитель) в начале второй половины этого столетия. Интересно, что в самом Китае глухая полива не применялась.

В конце XIX — начале XX в. керамическое производство Бухары было сосредоточено в основном в кишлаках Бахауддин и Варданза, расположенных недалеко от города. Гончарная продукция из этих мест находила свой сбыт на базаре города Бухары.

«Более старые образцы бухарской посуды, встречающиеся у антикваров и в частных домах, имеют совершенно иной характер поливы и раскраски. Роспись их сделана по белому фону тонами ультрамариновым, бирюзово-зеленым до зеленого, черным до черно-красноватого. Чаще встречается сорт посуды, имеющий такую же красновато-желтую глину, как и современная посуда. Полива несколько мутна и мало блестяща. Тона росписи: по белому зеленым и тонко наведенным лиловато-красным, впадающим в черно-красный». Блюдо табак лангари по колориту соответствует характеристике старой бухарской посуды (заметим, однако, что стиль цветочных розеток,  больше похож на риштанский). Композиция росписи состоит из восьми цветочных розеток и одной в центре блюда. В целом она аналогична построению на самаркандском блюде, и в геометрическом выражении представляет два пересекающихся квадрата, образующих восьмиугольник, с неким элементом в центре. На бортах — ряд небольших килевидныхарочек, в четыре из которых вписано изображение сосудов для воды. Синий фон украшен белыми точками с коричневой крапинкой в центре.

ykerykrppukucacu.png

Табак лангари, большое блюдо. Бухара. Конец XIX в.

 

          В 80-е годы XIX в. этнографами зафиксировано появление изображения разных предметов: кувшинов, ножей и прочих вещей в крупных декоративных вышивках. В русле этого явления происходил аналогичный процесс в гончарстве. В XIX в. в Среднюю Азию в качестве предметов роскоши продолжает завозиться китайский фарфор. Это были престижные, дорогие предметы, что естественным образом породило их копирование. Китайские мотивы переосмыслялись в соответствии с местной традицией и вводилиськулолами.

Арка с фестончатым завершением, китайский прототип которой еще отчетливо читался в росписи чаш XV в., в XIX в. под рукой мастера наккоша получила более понятное местному населению килевидное завершение. Она укрупнилась, середина могла быть заполнена излюбленным местным приемом — коричневыми точками на белых пятнах и изображениями кувшинов, как на рассмотренном блюде.