Яркая звезда древней цивилизации. Ташкент.

Яркая звезда древней цивилизации. Ташкент.

Ташкент – многогранная столица современного Узбекистана, центр культурной и политической жизни Республики. Достопримечательности Ташкента поражают своим разнообразием: это и археологические памятники времен зороастризма, которым уже более 2200 лет, и архитектурные шедевры Средневековья, и монументальные дворцы конца XIX в., и не менее грациозные постройки современности. Здесь из шумной паутины городских дорог, можно увидеть в далекой дымке заснеженные вершины Чимгана, за которыми по утрам прячется заря. Восточные базары, как и сотни лет назад, оживают с первыми лучами солнца и притягивают посетителей изобилием сочных фруктов и овощей, густыми ароматами свежевыпеченного хлеба, лепешек и самсы.

Культурная жизнь столицы не умолкает ни на секунду: город богат музеями, театрами и выставочными центрами; кафе, ресторанами и ночными клубами; гостиницами, парками и скверами. В летний зной можно спрятаться от жаркого солнца у журчащих фонтанов, в тени аллей многочисленных парков или … в прохладном Ташкентском метро - единственном в Средней Азии и одном из самых красивых в мире!

Ташкент наряду с Бухарой, Самаркандом, Мервом являлся одним из центров древней цивилизации. Начало археологическим исследованиям в Ташкентском оазисе было положено еще во второй половине XIX в.  востоковедами, краеведами, археологами-любителями, чиновниками и коллекционерами в 1867г.

На первых этапах изучение истории Ташкента носило эпизодический характер, так как, по утверждению В.В. Бартольда, даже в письменных источниках история Ташкента – Шаша в отличие от Мерва, Бухары или Самарканда недостаточно отражена. Информация накапливалась буквально по крупицам: случайные находки при каких-либо земляных работах, отрывочные упоминания в письменных источниках, мимолетные наблюдения исследователей и др.

В этом звене первых археологических исследований следует отметить первые раскопки на Шаштепа (п. Эркин, р-н Зангиота, Ташкентская область. – Ф.Ш.). В 1896 г. Н.П. Остроумов проложил на цитадели городища траншею, игнорируя кладку стен, и вскрыл три галереи и стрельчатую арку. Остатки сооружения были определены как сторожевой пост с подземным зданием. Кроме того, были найдены обломки керамики, куски железа, стекла, кости животных и другие предметы. Но, к сожалению, никакой датировки ни найденным предметам, ни самому городищу дано не было.

На тот момент археология Средней Азии находилась в зачаточном состоянии и не могла ответить на все поставленные вопросы. Среди ученых часто велись дискуссии по актуальным проблемам, касающимся тех или иных находок. Высказывались разные точки зрения, которые и в дальнейшем стали предметом научного обсуждения, в частности, тема оссуариев была дискуссионной на протяжении многих лет.

Не исключено, что многие суждения были ошибочны, либо спорны, но именно эти первоначальные заключения, основанные на первичных разведках, небольших любительских археологических раскопках, случайных находках, нашедшие отражение в печати, дали толчок многолетним исследования

О древности города повествуют артефакты, найденные в местах археологических раскопок. Следы древних поселений, так называемых городищ, могут соседствовать с городскими новостройками и для непосвященных представлять собой лишь кучу глины, но стоит копнуть (в буквальном смысле) глубже и можно услышать «голоса» тысячелетней истории.

В Ташкенте сохранилось немало археологических памятников, но особо можно выделить три: Актепа, Минг Урик и Шаштепа.

123vaiaptrvptkvetoekvr.jpg

eykrovenoykeoykpfkupyupk.jpg

euryeryupkfucapyukpkp.jpg

Актепа Юнус-Абад - («ак-тепе» в переводе с тюрского «белый холм»). На сегодняшний день это самое масштабное место археологических раскопок. Впервые археологи во главе с доктором исторических наук В. А. Шишкиным произвели раскопки на этой территории в 1948 году. Тогда здесь были найдены монеты Чача и основания древних строений. Актепа - это самая высокая точка Юнус-Абадского района Ташкента, а Юнус-Абад в свою очередь является самой высокой местностью города. Если подняться на холм Актепа, то отсюда можно увидеть весь Ташкент как на ладони. Но мало кто знает, что эта возвышенность – останки сторожевой крепости, построенной в V веке н.э., которая охраняла Ташкент от вражеских набегов с севера с V по VIII век.

Как выяснилось в результате археологических исследований, здесь также когда-то располагался самый древний зороастрийский храм. И многие ученые всерьез полагают, что зороастризм зародился именно на этой земле, а первые упоминания в письменных источниках о Ташкенте (тогда он еще носил название – Чач) встречаются в Авесте – священной книги зороастризма.  

Минг Урик - археологический памятник Ташкента, который находится почти в самом сердце города. Поселение в древности занимало около 43 гектаров, но городская застройка уничтожила большую часть этой местности, и в наше время сохранился только маленький холм высотой 16 метров. Первые раскопки здесь начали проводить еще в XIX веке, но тогда в археологии не было таких технологий, поэтому многие данные были утеряны.

Ранее при раскопках здесь уже был найден дворец ташкентских царей, украшенный фресками. А в 2008 году археологи вновь проводили исследования, и нашли остатки более древнего строения - храма огня, возрастом около 2200 лет, что позволило утверждать, что возраст Ташкента превышает ранее установленный, по меньшей мере, на две сотни лет.

После проведенных раскопок, власти приняли решение законсервировать остатки городища. Для чего холм с остатками городища был окружен стеной из сырцового кирпича, а сверху был сооружен навес для защиты от осадков.
 

Шаштепа – это городище в южной части Ташкента, где в глубокой древности находилась сторожевая крепость, которая охраняла город от набегов с юга. В настоящее время здесь сохранилась только возвышенная часть – цитадель около двенадцати метров высотой. Также здесь можно увидеть остатки храма огнепоклонников. Но большая часть городища занята современной застройкой.
 

Канка – древнее городище, расположенное в 70 км от современного Ташкента в долине Ахангарана. Канка была первой столицей государства Кангюй, упомянутого китайскими источниками II века до нашей эры. Ташкентский оазис в то время был ядром государства Кангюй. В китайских хрониках он назывался Юни, а также Ши, с III в. н.э. этот город стал столицей самостоятельного государства. Со временем центр Ташкентского оазиса переместился из Канки на север, на территорию современного Ташкента, в уже существовавший здесь ранее город на Минг Урике.
 

Источники – https://www.advantour.com/

Отредактировано С. Данилов