Архитектурный стиль. Исламская Архитектура.
Архитектурный стиль. Исламская Архитектура.
Мы много времени и внимания уделяем знакомству с архитектурными стилями. Мы уже писали, что их большое разнообразие и относятся они к разному периоду развития человечества. И сегодня мы поговорим о том, что представляет собой исламская архитектура.
Исла́мская архитекту́ра является сочетанием различных архитектурных стилей, которые развились из ислама, как социального, культурного, религиозного и политического явления. К исламской архитектуре относят как религиозные, так и светские учреждения и здания. К исламской архитектуре также можно отнести архитектурные стили, популярные как в ранне-исламскую, так и относящиеся к современной эпохе в мусульманских и в других странах под влиянием ислама.
Архитектурный стиль появился на Ближнем Востоке в VII веке и развился в период Средневековья в Северной Африке, Испании, Малой Азии, Индии и Иране, Средней Азии, и Кавказе. Позже исламская архитектура попала также в Юго-Восточную Азию. В современное время мечети в соответствии с исламской архитектурой строятся во всех местах проживания мусульман по всему миру. Но это также чудесная по красоте, уникальная и обхватывающая весь мир многогранная культура.
Исламская архитектура является одной из самых знаменитых строительных традиций в мире. Известный своими яркими цветами, богатыми узорами и симметричными силуэтами, этот особый подход был популярен в мусульманском мире, начиная с VII-го века. Исламская архитектура охватывает широкий спектр как светских, так и религиозных архитектурных стилей от основания ислама до наших дней, оказывая влияние на проектирование и строительство зданий и сооружений в сфере исламской культуры.
В то время как исламская архитектура включает в себя несколько стилей в разных странах и на разных континентах, есть определённые характеристики, которые остаются повсеместно распространёнными. Признание этих основополагающих элементов, а также понимание их географического распространения, и есть ключ к пониманию визуально сенсационного и исторически значимого стиля.
Эта архитектурная традиция в основном встречается в двух типах мест: странах с мусульманским большинством и землях, завоёванных мусульманами в Средние века. В дополнение к арабским государствам, таким как Алжир, Египет и Ирак, исламская архитектура также распространена в европейских регионах с мавританскими корнями, включая части Испании, Португалии, Италии и Мальты.
Хотя этот подход часто ассоциируется со строительством исламских религиозных мест, он также проявляется и в других зданиях, от дворцов и общественных зданий до гробниц и крепостей. Однако, религиозный или светский, этот непередаваемый по красоте стиль определяется несколькими общими характеристиками.
Первая мечеть построена в Медине после хиджры пророка Мухаммеда. Затем мечети стали открываться в тех городах, которые были завоёваны мусульманами. После взятия Мекки в каждой мечети появился михраб — ниша, которая указывала киблу — направление к Каабе.
Архитектурные элементы, выражающие исламский стиль.
Исламскую архитектуру можно определить по следующим компонентам:
Минареты
Минарет – это шпиль или башенное сооружение с небольшими окнами и закрытой лестницей. Он является одним из старейших элементов исламской архитектуры. Основная функция минарета – возможность для муэдзина призывать верующих к молитве с возвышенной точки.
Минарет соборной мечети Петербурга/Creative Commons
Начиная с XI-го века, некоторые мечети были оснащены более чем одним минаретом, что традиционно указывает на то, что он был основан султаном.
Большие купола (луковичные главы)
Подобно многим новаторским архитектурным движениям, включая византийские и итальянские ренессансные строительные традиции, исламские архитекторы также включают купола в свои проекты.
Купол цепи, Иерусалим/ Creative Commons
Купол Скалы, святилище VII-го века в Иерусалиме, является первым исламским зданием, в котором есть этот архитектурный элемент. Вдохновлённое византийскими сооружениями, восьмиугольное здание увенчано деревянным куполом, который был покрыт золотом в течение XVI-го века.
Сотовые своды – мукарнас
Из-за их скульптурной композиции и узорной эстетики, мукарнасы часто сравнивают со сталактитами или сотами.
Фрагмент сотового свода в Альгамбре, Испания/Creative Commons
Арки
Ещё одним атрибутом исламской архитектуры является арка. Исламские арки, заметные как в подъездах, так и в интерьерах религиозных и культурных сооружений. Остроконечная арка имеет округлую конструкцию с конической вершиной. Этот тип арки в конечном итоге станет важным элементом готической архитектуры. Оги-арка похожа на заострённую арку Подковообразная арка (также известная как арка замочной скважины) ассоциируется с мавританской архитектурой, так же и как многоствольная арка. Этот свод отличает множественными фольгами, или «листьями».
Арка в кайруанской мечети Укбы/Creative Commons
Декоративные детали
Орнаментальные детали часто используется в интерьере исламской архитектуры, этот подход к украшению включает драгоценную плитку, расположенную в геометрической мозаике, узорчатую кирпичную кладку и калейдоскопические камни, а также изысканные каллиграфические украшения.
Деталь Зелёной мечети, Бурса, Турция/Public Domain
Наряду с монументальными куполами, завораживающими сводами мукарны и характерными арками, эти привлекательные украшения демонстрируют трансцендентную природу исламской строительной практики.
Каллиграфия
Есть два основных сценария в традиционной исламской каллиграфии – угловой куфический и курсивный насхи.
Куфическое письмо – это самая ранняя форма, которая, как считается, была изобретена в Куфе, к югу от Багдада. Этот стиль каллиграфии широко использовался в течение первых пяти веков распространения исламского вероучения, в том числе для создания копий Корана, текстиля и керамики. Существует восемь различных типов куфического письма.
Начиная с XI-го века письменность насхи постепенно вытеснила куфическую каллиграфию
Первая сура Корана, написанная в стиле насх/Public Domain
В Иране было изобретено и разработано несколько скорописных стилей, среди которых одним из самых популярных стал талик. Из него уже развился другой декоративный стиль письма – насталик, который представляет собой более красивую, изящную и скорописную форму письма.
Арабески
Элемент исламского искусства, обычно встречающийся в украшении стен мечетей и мусульманских домов и зданий, арабеска представляет собой сложное применение повторяющихся геометрических форм, которые часто повторяют формы растений, фигур и иногда животных (в частности птиц).
Арабески/Public Domain
Арабеска используется в мечетях и строительстве по всему мусульманскому миру, и это способ украшения с использованием красивого, украшающего и повторяющегося исламского искусства стал достойной альтернативой использования изображений людей и животных, что в исламе не поощряется.
Ильмира Гафиятуллина
Фото в слайдере: Creative Commons
Отредактировано С. Данилов