Архитектура жилых домов в Средней Азии.
        
        
Архитектура жилых домов в Средней Азии.

Росписи из Калаи Кахкаха, Эрмитаж.
Сохранившиеся до наших дней памятники жилых домов являются подлинными произведениями искусства, которые вошли в сокровищницу мировой культуры. Их уж много лет изучают историки, археологи, архитекторы, искусствоведы, этнографы, востоковеды и другие специалисты.
Актуальность. Постройки средневекового периода наиболее многочислены. Информация о них фрагментарна, разрознена и охватывает лишь малую долю сохранившихся памятников. Физическое старение памятников, воздействие на них природно-климатических влияний, сейсмические нагрузки, нередко приводящие к утрате памятников.
Памятники народного жилища с их художественными достоинствами оказались самыми уязвимыми.
Сведения о городах до VI в. еще скудны. Но тип сельских укрепленных замков устанавливается археологическими изысканиями довольно четко, особенно для среднеазиатского Междуречья (земли между Аму-Дарьей и Сыр-Дарьей). Каждый такой многокомнатный комплекс вмещал целую сельскую общину, члены которой состояли в кровном родстве. Контур плана компактный — строго или почти квадратный со стороной до 60 м. Массив, иногда превышавший 3500 м², заполнен помещениями жилого и хозяйственного назначения, разбитыми по строгой геометрической системе; в плане таким образом господствует симметрия, от которой отступают обычно незначительные по размерам постройки. Для того чтобы связать между собой комнаты обширного здания, часто вводится кольцевой коридор с плавными поворотами. Этот коридор охватывал здание по периметру, соединяя угловые башни и содействуя целям обороны, или был углублен в корпус (при этом бойницы прорезаны в помещениях, граничащих с внешней стеной). От построек из сырца и битой глины сохранился лишь первый этаж; наличие лестниц указывает, что прежде помещения располагались и выше.
Яркий образец такого здания представляет Аул-тепе в долине Кашка-Дарьи. Размеры его около 34×28 м. План почти симметричен.

В первом этаже 23 помещения. Вход на севере изогнут под углом и прикрыт заслоном. Прямо против входа, начинается лестница на второй этаж, занимавший, видимо, лишь среднюю часть здания. Вдоль восточной и западной сторон чередуются большие и малые комнаты. Перекрытия были балочные.
В VII в. благоприятная политическая обстановка содействовала экономическому подъему страны. Средняя Азия поддерживала оживленные торговые сношения с Ираном и Китаем. Караваны шли из Мерва на восток через Бухару, Самарканд, Талас. Еще столетие назад началась согдийская колонизация Семиречья, в VII в. она охватила оазисы Восточного Туркестана до озера Лоб-Нор. К VIII в. у народов Средней Азии сложилась высокая художественная культура. Расцветали ремесла — ткачество, работы по металлу, гончарство; образовалась блестящая школа монументального искусства — скульптуры и настенной живописи.
Города становятся экономическими и культурными центрами, средоточием ремесла и искусства. К VIII в. в них накапливались значительные материальные ценности. Возрождаются многие города рабовладельческого периода, возникают новые.
Город, как и вся оседлая культура, тесно связан с водными источниками; значительные города возникали по берегам рек и при выходе их на равнину. Зародышем города могла стать группа феодальных замков или торгово-ремесленный посад, нарастающий около одного из них. Города образовались на месте рынков — у перекрестья караванных путей, на границе степи и культурных земель.
Основными частями города были: шахристан — собственно город (то же, что Медина у арабов) и диз — цитадель. По мере развития города у стен его вырастали торгово-ремесленные предместья — рабады. Все эти части укреплялись стеной. Взаимоотношение частей могло быть различным. Цитадель помещалась в системе городских стен, составляя важное звено обороны города, внутри города, представляя собой последний оплот при захвате города противником, или вне городских стен, служа убежищем наместнику во время народных восстаний.
Представление о планировке и типах городских построек VII — начала VIII вв. (а отчасти и более ранних) дают раскопки древнего Пенджикента — города на среднем течении Зеравшана. Размеры его (13—14 га) были обычными для того времени, а архитектура, видимо, типична для Мавераннахра, по крайней мере его восточной части.
В VI-VIII века, застройке городов выделялись дворцы, храмы господствующих культов, но главную плоть их составляли жилые дома. Жилая архитектура особенно ярко предстает в Пенджикенте (Таджикистан), где вскрыты целые кварталы раннесредневекового города.
Древний Пенджикент примыкает северной стороной к обрыву речной террасы. Периметр шахристана составляет около 1600 м, а стены образуют неправильный полигон. Главные ворота выходили на юг; с востока и запада были прорезаны дополнительные входы. Цитадель, поставленная на холме к западу от города, соединялась с ним системой оборонительных стен. Город VIII в. был заполнен капитальными жилыми зданиями в два-три этажа со сводчатыми и балочными покрытиями. От ворот на главную городскую площадь вели улицы. С запада на площадь выходили портики двух храмовых комплексов. Этот основной узел планировки занимал около 10% городской территории.
Кварталы эти, разделенные узкими параллельными улочками, представляли конгломерат смежных строений, включающих блоки жилых домов отдельных семейств.

           Постройки были двух- трехэтажными, в их нижнем этаже располагались узкие помещения, в верхнем – более обширные, с балочным перекрытием, на плоской кровле которых могли размещаться балаханы («то, что наверху» — жилое помещение); были, вероятно, и выносные балконы. В домах местной знати выделялись жилищно-бытовая и парадная, «гостевая» части, в последней, как правило, имелся приемный зал (мехманхана). Зал был обычно квадратным, при большом пролете – четырех-колонным, стены его огибала глинобитная суфа (возвышенность для сидения, возлежания, застилаемая коврами, одеялами); в его декоративное оформление входила настенная живопись, деревянные детали, покрытые резьбой. В домах нередко имелась небольшая молельня с алтарем и культовой нишей.
Жилые дома Пенджикента (Таджикистан) в наибольшей мере выражают народную линию архитектуры Согда. Но примечательно, что близкие им архитектурные принципы присущи и пенджикентским храмам, где многоколонный айван (открытая терраса) выделяет обращенный в обширный двор главный фасад, откуда вход ведет в квадратный четырех-колонный зал с суфой, интерьер которого насыщен живописью.
Парадные дворцы VI-VIII вв., открытые археологами в Согде (Афрасиаб — Самарканд, Варахша — Бухара, Пенджикент — Таджикистан), Уструшане – часть Киргизии и Ташкентской области (Калаи-Кахкаха) – многокомнатные, возведенные в капитальных конструкциях, с богатейшим декоративным оформлением главных залов.
Дворец правителя Бухарской области бухар-худата Буниата в Варахше был возведен на возвышенной платформе и примыкал изнутри к городской стене. Помещения его располагались параллельно, включая три парадных зала с промежуточными комнатами, а также огромный продолговатый двор, южная часть которого была приподнята и отделена трех-пролетной аркадой. В оформление залов входила живопись, а стен и аркад двора – богатейший резной штук (резной ганч — гипс).

Афрасиаб — Самарканд
Шахристан Самарканда располагался на возвышенности (ныне Афрасиаб), лежащей к северу от его современной территории (рис. 1). В IX—X вв. шахристан занимал всю возвышенность. К югу от него разместился рабад с базарами и многочисленными зданиями мечетей, бань, караван-сараев. При расширении заселенной территории шахристана, кроме первой стены IV в., возводились дополнительные стены — в VI — начале VII вв. — вторая и третья. Наружная, четвертая, возникла в VIII—IX вв. Она окружала всю территорию Афрасиаба, за исключением северной стороны, где Сиаб протекал в глубоком овраге с отвесными берегами. Стена имела извилистое очертание — ее сооружали, выбирая по стратегическим соображениям высокие точки местности. С наружной стороны тянулся ров, образовавшийся при выемке земли для возведения стены. Она была сложена из сырца и пахсы, сверху по всей длине выстлана сырцом; она достигала 10—12 м в высоту и столько же в ширину.
Дворец самаркандских правителей — ихшидов на Афрасиабе (Самарканд) включал свыше тридцати помещений, стены которых были параллельны, но план его не имел строгой композиции, а состоял как бы из разобщенных блоков, лишь местами соединенных дверями и коридорами. В нем есть несколько залов, коридоров, длинных подсобно-хозяйственных комнат, малых комнаток. Особенно выделяется группа помещений дворца с двумя залами и промежуточными комнатами, которые были покрыты живописью.
Дворец в Бунджикате венчал скальное плато, господствуя над городом. В центре дворца высился донжон, рядом с которым располагались два приемных зала: один – продолговатый, с возвышенным тронным местом, другой – квадратный, четырех-колонный; оба зала были оформлены живописью и резным деревом. С трех сторон к этой группе примыкали отделенные кулуарами жилые комнаты и службы.
https://alsamarkand.com/ru/afrasiab/
Отредактировано С. Данилов
    



