АРХИТЕКТОРЫ ТАШКЕНТА: ВИЛЬГЕЛЬМ ГЕЙНЦЕЛЬМАН

АРХИТЕКТОРЫ ТАШКЕНТА: ВИЛЬГЕЛЬМ ГЕЙНЦЕЛЬМАН

 

Знакомые и любимые нами с детства линии стен построек старого Ташкента, мозаика кирпичной кладки и, конечно, атмосфера величественности. Проходя мимо них, невольно, выпрямляешь спину и поднимаешь голову — статность здания обязывает. Поблагодарить за появление этих архитектурных шедевров в нашем городе нужно архитектора Вильгельма Соломоновича Гейнцельмана.


Компаниям, предлагающим туристические услуги, пора подумать об архитектурных турах по Ташкенту. Маршрут имениГейнцельмана мог бы включать в себя посещение Дворца князя Романова (ныне Дом дипломатических встреч МИД), Кадетского корпуса («старое» ТашМИ), банка на сквере, военного госпиталя с ориентиром Госпитальный рынок, музея прикладного искусства, сиротского приюта (сегодня институт эндокринологии) и реального училища, где сегодня располагается Министерство внешних экономических связей. Каждое из этих строений по праву является символом столицы.

 

ПУТЕВКА В ТУРКЕСТАН

Вильгельм Соломонович Гейнцельман оказался в наших краях благодаря приказу военного ведомства, определившего его на службу коллежским секретарем и младшим архитектором строительного отделения Сырдарьинского областного правления в Туркестанскомгенерал-губернаторстве. Так, в 1879 году, уроженец Одессы прибыл в Туркестан, благодаря чему в Ташкенте появились здания из туркестанского кирпича. Именно так первым стал строить Вильгельм Соломонович. Ушедший из жизни в 1922 году архитектор оставил след в сердцах ташкентцев и печать неповторимости в мировой истории градостроительства.

 

СТАРЫЙ-НОВЫЙ ТАШКЕНТ

Когда деревья были большими, привычный нам «старый» Ташкент был «новым». Строительство нового города началось в 1865 г. с разрушения имеющихся построек на левом берегу Анхора. Были снесены полуразрушенные стены старой кокандской цитадели — Урды и стены, окружавшие примыкавшие к Урде земли. Первые новые постройки, возводившиеся летом и осенью 1865 г., носили военный характер. Постепенно Ташкент обрел черты уже знакомого нам города.

jjjjjj.jpg

jcu1.jpg

jjjjjjjjjjjjjjjj.jpg

Ярким элементом Ташкента был и остается Дворец Великого князя Н. К. Романова, где вместе с элементами традиционного стиля, просматривается модерн. Это сейчас у Ташкента остался только дворец, а первоначально это была широкая площадь с целым комплексом построек, занимавшим около полутора гектаров. Все постройки, окружавшие площадь, были одноэтажными, именно поэтому когда здесь был построен крупный военный Спасо-Преображенский собор, он стал первой скрипкой в архитектуре района

 

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР

Собор построен был в 1888 г. под руководством В. С. Гейнцельмана. Также он спроектировал и построил отдельно стоящую колокольню. Здания собора были из жженого кирпича без наружной штукатурки. Собор имел четко выраженную форму равноконечного греческого креста. В каждую грань строения были вписаны арочные удлиненные окна. Вход в собор подчеркивался трехпролетным металлическим портом на тонких изящных колонках.

Отдельно стоящая трехъярусная колокольня, высотой около 33 м, имела эффектное арочное венчание. Наряду с собором, колокольня была выполнена в близких по стилю формах романо-византийской архитектуры.


Интерьер собора был выполнен в светлых тонах и строгих формах, сочетающих византийские элементы и классические принципы русской архитектуры. Спасо-Преображенский собор был одной из лучших церквей, построенных в конце XIX в. Туркестанском крае. Долгое время собор был единственным крупным сооружением на площади.

 

ДВОРЕЦ РОМАНОВЫХ

Вторым после Спасо-Преображенского собора примечательным зданием города стал особняк великого князя Николая Константиновича Романова. Это было небольшое здание, в сравнении с другими строениями, принадлежавшими царской семье и многим чиновникам.


У здания один этаж, но поднятый на высоком цоколе, в котором есть небольшие складские помещения. Дворец был воздвигнут в 1889 — 1890 гг. по проекту А. Л. Бенуа и под руководством В. С. Гейнцельмана, что чувствуется по стилю, присущему этим мастерам.

123-1.jpg

Дворец располагается за кованной металлической решеткой и большим цветником. К центральному дому, увенчанному куполом с высоким флагштоком, подводит пологий пандус. По краям здания находятся два ризалита, также увенчанные куполами, но более пологой формы.

        Планировка здания абсолютно симметрична. Через проходное тамбурное помещение вход ведет в центральный вестибюль, откуда можно пройти прямо в гостиную, выйти в боковые галереи и по винтовой лестнице подняться в небольшой кабинет. Из кабинета можно выйти на балкон, находящийся над главным входом; такой же балкон примыкает на северной стороне дома, к помещению гостиной.

123-2.jpg

Расположение дворца в тенистом парке решило его архитектурную судьбу в романтическом духе. Скульптуры охотничьих собак, олени и головы породистых коней в овальных медальонах на фасадах флигелей, создали образ охотничьего загородного особняка.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК

Одним из наиболее выразительных зданий, окружающих нынешний сквер Амира Темура, остается здание Государственного банка, построенное после 1895 г. В. С. Гейнцельманом. Композиция постройки представляет собой сочетание двухэтажного прямоугольного объема и асимметрично врезанного в него многогранника перекрытого пологим куполом. На фасаде есть небольшие оконные проемы с монументальными формами обработки.

123-3.jpg

Стремясь создать единую композицию, Гейнцельман всем архитектурным формам придал красивый рисунок.

 

РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ

Крупным учебным заведением было Реальное училище, построенное В. С. Гейнцельманом в 1898 г. Здание имело Н-образнуюформу и занимало большую площадь.

 

В передней части училища расположились просторные классы и кабинеты, связанные с одной стороны широким коридором. В задней части находилась библиотека, служебные помещения, изолированные от учебных помещений ученические квартиры. Там же в одноэтажном крыле располагалась церковь. Центральная угловая часть фасада подчеркнута повышающимся к середине зубчатым завершением, большим арочным проемом входа, парадным крыльцом и подвешенным на цепях большим металлическим козырьком. В рисунке металлических элементов козырька, в обработке контрфорсов и других внешних формах очень заметно влияние модерна.

123-4.jpg

Внешне здание и сегодня выглядит солидно. Как и в Кадетском корпусе, над входом размещен открытый балкон на кирпичных арочных устоях. Рельефный кирпичный карниз с арочными раскреповками над пристенными контрфорсами обегает все здание. Архитектор стремился придать зданию не только видимую прочность, но и прочность фактическую, учитывая высокую сейсмичность нашей столицы.

 

КАЗЕННАЯ ПАЛАТА

Из построек административного назначения старого Ташкента рук Гейнцельмана, нужно рассказать и о Казенной палате. Сегодня здесь расположен Фонд «Соглом авлод учун».

 123-5.jpg

Здание Казенной палаты со строгой угловой композицией построено в 1902 г. Центром здания стала высокая многогранная башня, увенчанная высоким пирамидальным куполом с ажурной металлической решеткой по верху. Внутри находятся входной вестибюль, небольшой операционный зал на втором этаже и связывающая их лестница.

 

Сюда же подходили коридоры, по бокам которых, находились служебные помещения. В основе внешней архитектуры фасада фактура великолепной кирпичной кладки. Как и в большинстве зданий автора, вход подчеркнут небольшим арочным портиком, несущим балкон второго этажа.

Применение аналогичных форм в зданиях собора, дворца великого князя, казенной палаты и банка подтверждает авторскую принадлежность этих построек и своеобразие творческого почерка мастера В. С. Гейнцельмана.