«За 520 суток изоляции никто не сошел с ума»
«За 520 суток изоляции никто не сошел с ума»
Космический психолог Вадим Гущин объяснил как выжить дома
«Острый период адаптации к изоляции продолжается примерно 10–12 дней,— заверил господин Гущин.— И если вы его выдержали, то следующий месяц можете жить спокойно».
— Сравнима ли ситуация самоизоляции, в которую в связи с коронавирусом попали миллионы людей с условиями на космической станции?
— Вполне. Прежде всего сходство в ограниченном пространстве пребывания.
Но на самом деле наша нервная система, подобно мышцам, привыкла быть в тонусе, постоянно реагируя на изменения притока информации, а со снижением количества и разнообразия внешних стимулов он падает.
Соответственно, возникает астенизация — состояние психофизического истощения, приводящее к парадоксальной реакции на стимул.
В чем это может выражаться? Ну, например, в ответ на подсказку шепотом вы вскакиваете с места и начинаете бегать, а на громкий крик, наоборот, не реагируете. Но это крайние варианты астенизации, а в обычной жизни она проявляется в виде раздражительности, перепадов настроения, повышенной утомляемости, нарушения сна, увеличения конфликтности. А все потому, что нерв в условиях сенсорной депривации(Сенсорная депривация — это частичное или полное лишение органов чувств внешнего воздействия. В совершенно немыслимом, на первый взгляд, состоянии абсолютной сенсорной депривации человек полностью изолирован от каких-либо внешних раздражителей: никаких звуков, запахов, визуальных образов или тактильных ощущений.) начинает напоминать дряблую мышцу, которая не выдерживает нагрузки.
— Таким образом, отношения во многих семьях сейчас испытываются на прочность?
Существует понятие социально-психологической совместимости. Многие из нас привыкли обсуждать дома, условно говоря, не политические устремления, а обыденные вещи — куда пойти в выходной день, что приготовить на обед, и так далее. Но когда эти бытовые темы заканчиваются, в процессе общения вы поневоле начинаете переходить на другие, более принципиальные вопросы.
И тут внезапно может выясниться, что по ним-то как раз ваши мнения расходятся самым кардинальным образом. Поэтому в условиях изоляции требуется максимально проявлять друг к другу понимание, терпение и внимательность.
Не случайно среди наиболее ценных качеств других членов экипажа космонавты ставят на первое место умение избегать конфликтов и идти на компромиссы.
— Хотите сказать, что удаленная работа в условиях самоизоляции — своего рода спасение для психики?
— Зачастую — да, но будет еще лучше, если вы четко спланируете свой режим дня. А если удаленки нет, то можно попробовать заняться какими-то осмысленными делами, пусть даже самыми простыми — что-то разобрать или отремонтировать. Возможно, близкие это оценят гораздо сильнее, чем ваше мнение по поводу развития ситуации в мире.
Есть и другие способы компенсировать сенсорный дефицит и монотонию. Те же космонавты наблюдают и фотографируют Землю, которая из космоса выглядит потрясающе. Это их любимое времяпрепровождение. Вот и нам сейчас стоит почаще смотреть в окно, как та красавица, которая мечтает, сидя на подоконнике.
— Как быть с интернетом? В условиях самоизоляции дозировать его может только человек, обладающий высокой самодисциплиной.
— Социальные сети, полные разочаровывающей депрессивной информации, вместо добра только усилят паническое состояние. Другое дело — хорошие фильмы, музыка, видео экскурсии. Ведь нервы не любят, когда их недогружают.
Взаимодействовать с внешним миром можно и нужно. Но только в режиме изоляции как можно больше общаться следует с людьми, близкими вам по духу, глубине восприятия жизни, с которыми можно обсудить как плохое, так и хорошее. Конечно, хорошо, если эти люди находятся с вами в одной квартире.
— В какой степени при недостатке человеческого общения мы можем рассчитывать на подмогу со стороны различных стимуляторов ?
— В такой же, как на помощь шоколадки. Сегодня вы съели одну дольку и успокоились. Завтра вам потребуется две. А через некоторое время наступит момент, когда сахар перестанет действовать на ваши нервы. Вот физические упражнения — совсем иное дело. Тем же космонавтам на орбите они давно требуются, прежде всего для того, чтобы через тонус мышц нагружать мозг. Не даром же существует пословица: «В здоровом теле — здоровый дух». Мышцы и психика связаны напрямую, и поддерживать душевное здоровье с помощью простейших тренировок просто необходимо.
Специалисты по физподготовке расскажут вам, что для выполнения базовых и даже серьезных упражнений те же тренажеры не нужны.
Кстати, сейчас у многих спортсменов есть уникальная возможность побольше побыть с семьей, посмотреть на этот мир немного другими глазами. Ведь одно дело — лишь ненадолго заезжать к жене домой с подарками и совсем другое — общаться с ней постоянно.
Вот в этом смысле спортсменов могут подстерегать такие же сложности, как и обычных людей. Не секрет, что для многих загруженных работой молодых родителей пообщаться со своим ребенком лишний месяц — особая непривычная радость.
— В телевизионных программах уже говорят, что через неделю нашему терпению может прийти конец. Сколько времени в режиме изоляции человек способен выдержать в принципе?
—У нас был рекордный эксперимент с изоляцией на 520 суток, и никто не сошел с ума. Люди занимались осмысленной деятельностью.
Острый период адаптации к изоляции продолжается примерно 10–12 дней. И если вы его выдержали, то следующий месяц можете жить спокойно. Более того, современный образ жизни, во многом связанный с виртуальной реальностью, именно такое пребывание и подразумевает.
Просто надо использовать средства профилактики, конструировать собственный сенсорный поток — читать книжки, слушать музыку, смотреть фильмы, общаться с близкими людьми, загружать себя интересными делами. И ничего плохого из этого не выйдет. Может, даже что-то хорошее появится. Ведь вам же не придет в голову считать сумасшедшим человека, который ради написания диссертации берет отпуск, уезжает на дачу и сидит там взаперти несколько недель.
Авторы: Евгений Федяков
(Сокращенный вариант)




