В удаленной перспективе: почему жизнь после COVID-19 будет прежней

В удаленной перспективе: почему жизнь после COVID-19 будет прежней

Всеобщий переход к удаленной работе, отказ от офисов, закат эпохи бизнес-путешествий стали общим местом в прогнозах о том, каким будет мир после пандемии. Однако революционным переменам мешает неготовность бизнеса к фундаментальной перестройке

Реальность, однако, прозаичнее. ВЦИОМ свидетельствует: 60% опрошенных россиян, перешедших на удаленный режим работы, заявили, что недовольны этим. Среди причин недовольства — сложность сосредоточиться на работе в домашних условиях, проблема с разграничением работы и личной жизни, плохая интернет-связь и слабые компьютеры. А каждый десятый просто устал находиться дома.

Хотят все знать

К управлению удаленными командами работодатели действительно не всегда подготовлены. В России перевести часть сотрудников на дистанционный формат готовы лишь 20% компаний, при этом лишь 7% соглашаются отправить на удаленку весь штат. И это не случайно.

У компаний, использующих шпионские программы для контроля за удаленной работой сотрудников, по словам Пима де Моррея, очевидно, нет других способов оценки эффективности, кроме тех показателей, которые это программное обеспечение может фиксировать — отработанные часы, отправленные письма, посещение сайтов и т.д.

Однако этим препятствия для перехода на удаленную работу не исчерпываются. По мнению сооснователя Corporate Rebels, компаниям и их боссам не хватает технологической инфраструктуры для легкого обмена знаниями, для коммуникации, для оценки работы. Другая причина, о которой он говорит — устаревшая иерархическая структура компаний, которая требует множество коммуникаций сверху-вниз.

Иллюзия контроля

По оценке Пима де Моррея, для перехода к удаленной работе нужно дать командам больше свободы, автономии и ответственности. «Руководители и менеджеры должны отказаться от иллюзии контроля и сфокусироваться на передаче ответственности вниз, к командам, — говорит он. — Это увеличивает и вовлеченность, и продуктивность. Компании, которые пошли по этому пути вместо традиционной иерархической пирамиды, организовались в структуру из «сети команд». Это как экосистема небольших компаний, работающих вместе автономным образом».

Полеты наяву

Другой популярный прогноз о мире после эпидемии — гибель индустрии бизнес-путешествий и закат туротрасли в целом. В качестве доказательства часто приводится, например, тот факт, что к апрелю 2020 года объем авиаперевозок в США сократился на 95% по сравнению с 2019 годом. Сомнения в том, что бизнес-путешествия когда-нибудь снова станут востребованными, выражает, например, сооснователь Microsoft Билл Гейтс. По его словам, дело здесь в сопоставлении необходимости в таких поездках и риска, с которым они связаны.

Что касается обычного туризма, то, если верить докладу IdeaWorks, слабые авиакомпании либо уйдут с рынка, либо будут поглощены более сильными. Некоторые отели закроются. Однако потребителей привлекут более низкие цены на путешествия, которые компании предложат после кризиса. А с учетом того, что игроков на рынке останется меньше, они смогут получить прибыль даже при сжатии отрасли как таковой.

Точка невозврата

Однако полного возврата к прежней жизни, скорее всего, действительно не будет. В связи с переходом к удаленной работе заметно снизился спрос на офисы, и тренд может быть долговременным. Согласно прогнозам консалтинговой компании JLL, падение спроса на офисные помещения в Москве в 2020 году по сравнению с 2019-м составит 23%. После пандемии офисы могут стать намного более компактными. Такого взгляда, например, придерживается миллиардер Уоррен Баффет. «Предложение и спрос на офисные площади могут измениться значительно, — говорит он. — Многие люди узнали, что можно работать дома». CEO банка Barclays Джес Стейли также полагает, что практика «сажать 7 тыс. человек в одно здание» может уйти в прошлое. Директор по дизайну интерьера нью-йоркской студии архитектурной компании Perkins and Will Брент Капрон считает, что офисы будущего станут местом, где сотрудники будут просто собираться вместе время от времени, в то время как основную работу они будут делать удаленно.


С таким мнением, впрочем, согласны далеко не все. Бывший CEO Google Эрик Шмидт, напротив, утверждает, что после эпидемии компаниям понадобится не меньше офисных площадей, а больше. Причина, которую он приводит, элементарна — в офисе сотрудникам нужно будет обеспечить безопасную дистанцию для работы, для чего и потребуется больше места, чем прежде. По прогнозу Шмидта, важные перемены действительно произойдут, но другого рода. Компании могут обеспечить для части сотрудников, живущих за городом, далеко от офиса, возможность не только работать из дома, но и приезжать работать в какие-то локальные центры, расположенные в пригороде. По сути своей эти центры, видимо, тоже будут офисами. 

«В долгосрочной перспективе не думаю, что офисы исчезнут, — говорит Джейкоб Морган. — Конечно, использование гибких вариантов работы может вырасти, но будут ли все постоянно работать из дома? Абсолютно уверен, что нет».

Отредактировал Мерзляков Н
Подробнее на РБК:
https://pro.rbc.ru/news/5ef9deb79a794723ce375823