Триумф исламской каллиграфии
Триумф исламской каллиграфии

2014 года стал важной вехой в культуре России: впервые на государственном уровне признана высокая роль исламской каллиграфии. Президент Татарстана Рустам Минниханов вручил высшую награда в сфере культуры Премию имени Габдуллы Тукая Владимиру Попову за его каллиграфические композиции. В этом же году художнику исполнилось 90 лет.
Но как каллиграф он гораздо моложе, ибо увлёкся красотой духовного письма… в 70 лет. Какой вдохновляющий пример для тех, кто считает себя… старым! Сколько возможностей, оказывается, таится нераскрытым в человеке, в его мозге и в сердце!

Оказывается, однажды зрелый мастер, известный как автор соцреалистических полотен и зарисовок, реалистических пейзажей и натюрмортов, вдруг в гостях у знакомых увидел альбом татарских шамаилей и типографских лубков с исламской каллиграфией. Это был альбом профессора дореволюционного Казанского университета Покровского. Попову объяснили, что это не просто некая графика, но здесь заложено множество сакральных смыслов. Это аяты Корана, фрагменты хадисов, стихи восточных поэтов… Огромный мир, где гармонично выражены и Слово и зрительный, графический Образ.
«Неужели и я сам так не смогу делать?! – воскликнул пожилой художник, уже дома, перед сном. – Нет, надо бы это освоить!»
Сказано – сделано. Со следующего дня Попов ринулся с головой в освоение техники и премудростей каллиграфии. Как консультанты, ему помогли два знатока. Доктор наук Гульнара Балтанова – с арабским языком. Надижп Наккаш, профессиональный филолог, специалист по древнебулгарской литературе – в освоении приёмов художника. Причём, сам он непрофессионал в изобразительном искусстве – но именно Наккашу принадлежит честь быть возродителем каллиграфической традиции татарского народа в 20 веке. Наккаш сразу увидел и оценил в своём новом, седом уже, ученике, мастера, который превзойдёт все ожидания. Так и случилось.
Многолетний опыт художника-реалиста Попов поставил на службу каллиграфии и обогатил её новыми приёмами. До того ведь он уже не раз получал различные награды и носит звания Заслуженного художника Российской Федерации и Республики Татарстан, Народного художника Татарстана, Заслуженного деятеля искусств РТ. Естественно также, что он член Союза художников Татарстана.
Значение каллиграфии Попова таково, что – выйдя из недр Казани, как древнего центра взаимодействия Запада и Востока – оно стало связующим звеном между многими народами. Более того, показы в Белоруссии продемонстрировали универсальность того призыва, который идёт от работ художника. Это - призыв к миру во всём мире, к осознанию единства и целостности мировой цивилизации. В этом – особый антивоенный пафос его работ, исполнение его мечты, как ветерана Великой Отечественной войны, о мире для человечества.
Подобно тому, как Габдулла Тукай стал мостом между русской и татарской культурами, дав нам навеки живые формулы единства и добрососедства – так и Владимир Попов выразил в своём творчестве глубинную суть культуры Татарстана, с его многоукладностью и глубиной, с его миротворчеством и обращённостью к любимой родной Земле и к вечному единому Небу.
Мне посчастливилось более пятнадцати лет следить за развитием уникального дара Владимира Александровича Попова, выдающегося художника нашего времени. Его уникальность в том, что он соединяет в своем духе Запад и Восток, традиции европейского реализма и исламской каллиграфии – это аспект сугубо искусствоведческий, но не только!
Для него мир в принципе един, как и Един его Творец. А это уже религиозный аспект, призыв к универсализму и единению. Для него едино и наше земное Отечество с его славянскими и тюркскими основополагающими компонентами. Это аспект патриотический, гражданский.
Для него едины великие мыслители и творцы прошлого, равно как и активные созидатели культуры в наши дни. Здесь выражено его понимание времени – как неразрываемой цепочки, ведущей к вечности.
И всё это отражено в туграх и шамаилях! Этим древним жанрам изобразительного искусства Поволжья Попов дал новое дыхание и придал остро современную форму.

«Аллах прекрасен и Сам любит красоту». А формы красоты неисчерпаемы и вновь можно сотворить миллионы нового и неизвестного ранее!
Завершить анализ «казанского феномена» позвольте таким рассуждением и цитатой. Честь восстановления каллиграфической традиции Поволжья, вне сомнения, принадлежит филологу Наджипу Наккашу, а высот артистизма и свободы в творчестве достиг получивший от него знания Владимир Попов.
Увидев его работы, крупнейший арабист, директор Государственного Эрмитажа написал: «Вы удивительно красиво делаете очень важное дело – придаёте новый межцивилизационный аспект традициям мусульманской каллиграфии. Да поможет Вам Бог! Искренне Ваш Михаил Борисович Пиотровский». Золотые и точные слова.




