Так в кино спорят с ангелами: Андриссен — о воображаемых диалогах с CEO
Так в кино спорят с ангелами: Андриссен — о воображаемых диалогах с CEO

Когда компании нужен HR-менеджер, чем может помочь спор с воображаемым Питером Тилем и какие десять ошибок чаще всего совершают начинающие бизнесмены — в подборке высказываний венчурного инвестора Марка Андриссена
Благородные цели
Андриссен выделяет два типа стартапов. Бывает, что человек просто хочет основать компанию и начинает подыскивать подходящую идею. Или же сначала рождается идея, увлечение, которое и становится отправной точкой для стартапа. Инвестор отмечает, что компании второго типа более успешны: «Продукты, которые превращаются в стартапы, показывают более высокие результаты». Основателям прочих фирм обычно не хватает вовлеченности и искреннего желания сделать что-то, что помогло бы сделать жизнь других людей лучше.
До и после
Андриссен объясняет, что жизнь стартапа делится на период до достижения соответствия продукт/рынок (англ. product/market fit — когда у компании есть проверенная и масштабируемая версия продукта, отвечающая запросам потребителей) и после него.
На начальном этапе главной целью является именно достижение этого соответствия: «Делайте все возможное, чтобы достичь соответствия продукта рынку. Это включает в себя смену команды, переделывание продукта, выход на другой рынок, отказ потребителям, уступки потребителям, привлечение четвертого раунда инвестиций — что угодно, что только можно сделать».
Предпринимателям он советует не полениться и собрать всю возможную информацию об инвесторе, прежде чем заключить сделку. Венчурный инвестор всегда будет рад дать контакты тех, с кем ему доводилось работать. Если нет, то стоит быть начеку. «Есть много вопросов, которые надо задать, но я бы сфокусировался на том, как инвестор работает в кризисной ситуации», — добавляет Андриссен. Когда все хорошо, оказывать должную поддержку не составляет труда. Но случается, что инвестор в корне меняет линию поведения, как только начинаются проблемы, и это может погубить компанию.
Также Андриссен называет десять ошибок, которые чаще всего совершают основатели стартапов.
Компания сфокусирована на найме и забывает, что иногда сотрудников нужно увольнять.
Основатель слишком рано начинает продавать принадлежащие ему акции — это может вызвать ощущение, что он не так уж заинтересован в успехе компании.
Акции компании распределяются между ее первыми сотрудниками несвоевременно и необдуманно.
Предприниматель пытается завысить оценочную стоимость фирмы перед новым раундом инвестиций: это осложняет процесс привлечения капитала и может стать причиной «понижающего» раунда.
Предприниматель соглашается на слишком жесткие и невыгодные условия инвесторов ради привлечения средств.
Компания слишком рано выходит на IPO: если компания недостаточно крепко стоит на ногах, то выход на биржу может оказаться для нее тем самым «понижающим» раундом или же привести ее к краху.
Компания тратит деньги на большую и модную штаб-квартиру, вместо того чтобы вложить их в собственное развитие.
Предприниматель уверен, что чем выше стоимость фирмы, тем больше у нее свободных средств.
Слишком расслабленная атмосфера в команде: это порождает токсичную культуру, ведет к снижению эффективности.
Глава компании недостаточно серьезно относится к кадровой политике.
Ничего личного
Андриссен считает, что последний пункт особенно важен. Часто предприниматели слишком поздно начинают искать HR-менеджера. В результате в компанию приходят не те люди, появляются лишние сотрудники, не получается создать сильную корпоративную культуру. По словам миллиардера, кадровика нужно нанимать, когда в команде от 50 до 150 человек. «Потому что 150 — это число Дюнбара, максимальное количество людей, которых ты можешь знать лично. Если [в компании] 50–150 человек, то уже не все друг с другом знакомы… Наступает момент, когда служебные взаимоотношения перестают быть личными. Тогда и случаются HR-катастрофы — люди переходят черту между допустимым и недопустимым поведением на рабочем месте».
Воображаемые друзья
Стараясь сохранить объективность в момент принятия решения, Андриссен представляет, что разговаривает с CEO ИТ-корпораций (например, с Питером Тилем, Илоном Маском или Ларри Пейджем) — иногда в кино герои так спорят с воображаемыми ангелами и демонами. Он пытается понять, как поступил бы каждый из них в той или иной ситуации, и пытается оспорить эти «действия». Это помогает ему самостоятельно проанализировать проблему и посмотреть на нее с разных точек зрения.
И еще два принципа Марка Андриссена
«Будь настолько хорош, чтобы тебя не смогли игнорировать», — цитирует Андриссен американского актера Стива Мартина. И добавляет: «Умные люди должны что-то создавать».
«Если ты следуешь этим двум принципам, то у тебя уже есть неплохие ориентиры», — подводит он итог.
Отредактировал Мерзляков Н
Подробнее на РБК:
https://pro.rbc.ru/news/5ef9e3699a7947264ee01a97




