Сопротивление в течение века. Крепость огнепоклонников - Гяур-кала. Домусульманская эпоха. Каракалпакстан.

Сопротивление в течение века. Крепость огнепоклонников - Гяур-кала. Домусульманская эпоха. Каракалпакстан.

       Кажется, что весь Хорезм с его архитектурными памятниками эпохи античности пропитан тайнами древних культов, и время там просто замерло среди раскаленных песков пустыни. Несмотря на многочисленные раскопки и научные достижения, история Хорезма до сих пор до конца не разгадана, она окутана тайнами, предположениями, легендами, артефактами, сказаниями и верованиями. Всё это рождает особый интерес к этому региону - живому музею под открытым небом.

Неподалеку от города Ходжейли, рядом с древнейшим некрополем Миздахканом в Хорезмской области Узбекистана расположена крепость Гяур-кала (IV век до н. э. - IV век н. э.), по месту своего нахождения она именуется Гяур-кала Ходжейлинская.

ykeorvenolvrkcey5nykue.jpg,

         Античная крепость Гяур-кала относится к домусульманской эпохе, времени, когда здесь поклонялись огню. Хорезм и его окрестности считаются центром зарождения зороастризма, родиной Авесты, или, во всяком случае, он обоснованно имеет право претендовать на это звание.

Общины зороастрийцев просуществовали на территории современного Узбекистана и Туркменистана до XI века. В арабских и персидских источниках эти общины именуются маджусы и муги. В Хорезме к XI осталась лишь малая часть маджусов. Когда они были искоренены полностью - точно не известно, но многие исторические памятники эпохи зороастризма (маджусов и мугов) получили наименование муги. Учитывая влияние персидской культуры и диалекта, был распространен термин «гебр» (гяур). Термином «гяур» стали назвать доисламские крепости «гебров» или «гяуров», то есть те места, где предположительно было становище гебров - огнепоклонников. Учитывая то, что зороастрийцы Средней Азии в основном были сконцентрированы в Туркмении и Хорезме, именно там сохранились названия подобных памятников. Рассматривая историю Средней Азии, мы часто сталкиваемся с типичными и однотипными названиями и окончаниями (-кала (крепость), -кеде, -тепа, -кент и др.), а название Гяур-кала («Крепость неверных») встречается в тех районах, где арабские завоеватели встречали яростное сопротивление, не желавших принимать новую для себя веру. Городище с аналогичным названием есть также в Туркменистане (городище Гяур-Кала в древнем Мерве).

vcneovenoykpkyupu4.jpg

         Крепость Гяур-кала Ходжейлинская служила защитой северной части Хорезма. Несмотря на прошедшие века и безжалостную стихию, сохранилось несколько глинобитных стен и сторожевых башен.  Стоя рядом с этими строениями, охватывает чувство восхищения и удивления - как могли сохраниться эти стены столько столетий!

Гяур-кала расположена на отвесном и самом высоком холме в округе, поэтому с башен цитадели открывался прекрасный обзор окружающих пространств на много километров вокруг. От древнего некрополя Миздахкана Гяур-калу отделяет солончаковая низина, которая весной наполняется водой и ненадолго превращается в озеро. В сторону Миздахкана обращена и главная арка Гяур-калы, исполинские развалины которой частично сохранились до наших дней. У въезда в цитадель был обнаружен замысловатый лабиринт.

 Её десятиметровые стены впечатляют своей мощью. Они окружают развалины двух цитаделей, которые предположительно могли быть храмом и дворцовыми постройками. Одна из цитаделей могла выполнять функции защитного сооружения и храма.  Многочисленные остатки очагов свидетельствуют, что жители Гяур-калы были огнепоклонниками - зороастрийцами.

venoenotkveypyuapfcu.jpg

          Другая цитадель, по-видимому, была дворцом правителя. Здесь был обнаружен внутренний двор, множество хозяйственных построек, а также жилые помещения, украшенные резьбой и росписями. Археологи нашли здесь и другие остатки предметов роскоши: различные украшения, ткани, украшенные золотым шитьем, и многое другое, что свидетельствовало о том, что здесь проживали представители высшего сословия.

Крепость Гяур–кала стояла на пересечении торговых путей. Недалеко от неё проходила северная ветка Великого Шелкового Пути, что в немалой степени способствовало более длительному существованию городища по сравнению с другими крепостями Древнего Хорезма.

venolgnlveroyukpyukpkpk.jpg

ykervenolsnes8legn67ouven.jpg

anslagneagnrkpyukapuyau.jpg

          Свое название крепость получила после завоевания арабов в начале VIII века. Жители города оказали отчаянное сопротивление завоевателям, и почти в течение века сопротивлялись арабам. Арабы назвали крепость Гяур-кала – «Крепость неверных», так как жители были огнепоклонниками – зороастрийцами.

Крепость продолжала функционировать вплоть до прихода монгол в Среднюю Азию в 1220 году. Старший сын Чингизхана – Джучи приказал разрушить город до основания. Впоследствии жители города переселились и основали новое поселение недалеко от развалин Гяур-кала.

Источники – https://www.advantour.com/

Отредактировано С. Данилов