Самобытность современной арабской архитектуры
Самобытность современной арабской архитектуры

Сохранение национального своеобразия было осознано как проблема современной арабской архитектуры далеко не сразу. Тем не менее, в числе социально-культурных завоеваний национально-освободительных революций в большинстве стран региона надо отметить национальное законодательство об охране историко-архитектурного наследия, а также развитие собственного архитектурного образования и науки.
Административные, учебные, зрелищные и торговые здания и комплексы в крупных городах практически утратили региональную специфику еще в период между Первой и Второй мировыми войнами. В этот период, а затем в к. 40-х — нач.50-х гг. застройка и реконструкция общественных центров важнейших Арабских городов велась европейцами (и зачастую не крупнейшими мастерами) по заказам колониальных администраций.
Проблемы сохранения историко-архитектурного наследия и архитектурной выразительности нового строительства встали в практической плоскости в 1960—90-е гг., когда во многих арабских странах стал набирать силу процесс реконструкции городов. Увеличение объемов строительства в исторических городских центрах было связано с ростом деловой активности в связи с нефтяным бумом. Новое строительство велось в большей части европейскими архитекторами в духе модернистской “интернациональной” архитектуры. Это коснулось в первую очередь столиц — Каира, Дамаска, Бейрута, Рабата, а также крупнейших деловых и культурных центров — Алеппо, Касабланки и др. Эти проблемы обострились с формированием новых жилых массивов и общественно-торговых центров.

При применении в Арабских городах методов реконструкции, выработанных на Западе, возник ряд специфических коллизий и, как ответ на них, – меры охраны градостроительного наследия и памятников архитектуры. В частности, это относится к организационным и юридическим проблемам, связанным с перенаселенностью старых городских центров и частной собственностью на земельные участки и здания-памятники.
В колониальный период и во второй половине ХХ века произошли существенные изменения в типологии общественных зданий. Развитие бизнеса, европеизация и секуляризация жизни вызвали появление крупных административных зданий и комплексов, современных зрелищных зданий, торговых центров. Здания школ и университетов приобрели усредненно-западный облик.
Некоторое исключение составляет, возможно, только новая культовая архитектура. После получения независимости в большинстве стран арабского мира наблюдается постепенное оживление культового строительства, связанное с возрождением национального самосознания и поисками своих культурных корней. В то же время новые тенденции в культовой архитектуре достаточно противоречивы. Часто следование арабской традиции в этих сооружениях понимается весьма поверхностно, на уровне механического включения традиционных форм и орнаментики “в архитектурное оформление”. Подобные композиционные приемы распространились и в светской архитектуре, особенно с к. 70-х гг., в связи с кризисом модернистской эстетики и растущим влиянием неоэклектики.
В практико-организационном плане путь к решению проблемы самобытности лежит через совершенствование структуры и организации архитектурной деятельности, преодоление исторически сложившейся в арабских странах системной неполноты архитектурной деятельности. Это относится не столько к деятельности самих проектных и строительных фирм, сколько к системе обеспечения и воспроизводства архитектурной деятельности.
Формирование активных национальных архитектур, авторитетных на мировом рынке проектных услуг, должно опираться на дальнейшее усиление роли профессиональных корпораций, развитие системы работы с потенциальным заказчиком и совершенствование архитектурного образования. Параллельно надо вести работу по развитию системы внутрипрофессиональной коммуникации, увеличению числа и расширению жанрового спектра профессиональных изданий.
Принципиальной является работа по составлению полной и всеобъемлющей истории архитектуры региона в целом и локальных национальных историй — архитектуры Алжира, Египта, Йемена, Сирии, Туниса и т.д. Только достаточный культурный потенциал, опора на собственную писаную архитектурную историю позволят каждой из стран Арабского мира сформировать архитектурные школы, доминирующие на внутреннем рынке образовательных и проектных услуг.




