Первый фотограф Мекки Абд аль-Гаффар
Первый фотограф Мекки Абд аль-Гаффар

Хотя биография первого в Мекке фотографа нам почти неизвестна, его снимки проливают свет на жизнь священного города в 80-х годах ХІХ века.
Фотографии Аль-Саида Абд аль-Гаффара были напечатаны в 1888 и 1889 годах голландцем Христианом Снук-Гюрхронье (Christiaan Snouck Hurgronje).
Несмотря на то, что в свое время ориенталист называл подход фотомастера к работе «ненаучным и бессистемным», сейчас Абд аль-Гаффар считается первым фотографом Мекки.
С 1886 по 1889 годы Аль-Гаффар сделал более 250 фотографий священного города и его жителей, а также впервые запечатлел паломников во время хаджа.
Его наследие сохранилось до наших дней в виде фотоматериалов, которые он высылал Снук-Гюрхронье в Голландию, и некоторые из которых искусствовед опубликовал вместе с собственными фотографиями в фотографических атласах «Bilder-Atlas zu Mekka» и «Bilder aus Mekka».
В совокупности эти издания позволяют составить представление как об идеях, господствовавших в западных научных кругах в конце ХІХ века, – что, собственно, и было целью публикаций – так и о быте и обычаях жителей Хиджаза и паломников.
Для своих фотопортретов Абд аль-Гаффар использовал декоративный фон и всевозможную бутафорию, характерные для официальных портретов османского периода, которые можно найти, например, в альбомах султана Абдулхамида II в Британской библиотеке и библиотеке Конгресса. Однако на снимках, опубликованных в 1888-1889 годах, эти детали отсутствуют, потому что Снук-Гюрхронье убирал их при помощи бумажных трафаретов, когда печатал снимки.

Ненапечатанные снимки, сделанные Абд аль-Гаффаром, или, по крайней мере, приписываемые ему с большой вероятностью, хранятся в библиотеке Лейденского университета в архиве Снук-Гюрхронье – опять-таки, считаясь его академическим наследием. В публикации 1889 года, в которую вошла первая крупная подборка фотоснимков паломников во время хаджа, Снук-Гюрхронье упомянул его только как «доктора из Мекки, которого я учил». Сегодня его фотографии говорят сами за себя, предлагая альтернативу более привычным сценам в духе ориентализма того периода.




