Пять секретов эффективности заводов в Китае
Пять секретов эффективности заводов в Китае

Беспрецедентная производительность — одно из ключевых свойств китайских предприятий. Эксперты выделили пять основных принципов, которые помогли китайским заводам и фабрикам выбиться в лидеры по производительности
Успешные международные примеры заимствования китайской модели уже существуют. Компании, которые используют такие принципы, доказывают эффективность стратегии на практике.
Метод имитации: шаньчжай
Шаньчжай последние десятилетия помогал китайским предприятиям быстро выпускать и масштабировать производство любых товаров — от одежды до электроники. Это метод быстрого копирования: продукт разбирают, проводят реверс-инжиниринг (исследование готового устройства на предмет того, как оно устроено) и в точности воспроизводят, используя доступные технологии.
Еще один плюс — постоянный контакт с потребителем. Производители непрерывно собирают обратную связь, отслеживают изменения и быстро запускают продукты. Потребителям интересны дополнительный слот для сим-карты или ультрафиолетовый сканер для купюр? Пара недель, и обновленная модель уже на рынке. При такой системе разработка занимает один месяц, еще месяц уходит на производство, а через несколько недель — товар на полках и предприниматель получает прибыль.
Сетевой доступ к ресурсам
Принцип шаньчжай — это прежде всего кооперация и свободная циркуляция идей. Подобно разработчикам ПО, которые используют программное обеспечение с открытым кодом, чтобы быстро копировать и изменять работы друг друга, разработчики электроники в Китае могут оперативно разрабатывать и производить высокотехнологичные продукты из огромного числа доступных и взаимозаменяемых деталей.
Китайским производителям проще вносить правки: в течение одной недели можно выявить и исправить проблему прямо на производстве. Например, производитель смартфонов OnePlus в любой момент может приехать на фабрику — дорога от офиса до сборочной линии занимает всего 45 минут. Предприниматели других стран зачастую не могут реагировать так быстро.
E-commerce экосистемы и c2b-модель
У китайских компаний есть еще одно преимущество — развитый рынок электронной коммерции. Платформы превратились в системы практически автономного управления командами, которые выполняют различные задачи.
Маркетплейсы выполняют функции сетевой координации: помогают отслеживать и формировать спрос, выстраивать сети поставок, управлять логистикой, выходить на прямой контакт с потребителями. В последние годы на рынок особенно повлияли китайские социальные сети, которые стали ключевой площадкой для маркетинговых кампаний.
Благодаря такому подходу компании обучаются, исследуют клиентов и следят за изменением их поведения в реальном времени. Продукты при этом эволюционируют по мере формирования потребностей клиентов, что положительно сказывается на финансовых результатах.
Жесткое управление цехом
Еще одна причина китайского экономического чуда — культ сверхинтенсивного труда. Китайцам с детства прививают мысль о том, что работа — это смысл жизни и базовая ценность. Жить в фабричном общежитии, питаться только в корпоративной столовой и проводить большую часть жизни на работе не только норма, но и традиция.
Жесткая милитаристская культура управления цехом — нормальная практика в Китае. Китайская управленческая автократия может казаться безжалостной и бесчеловечной. Но в условиях растущей автоматизации такая модель доказывает свою жизнеспособность.
Государственные программы
Авторитарный режим, жесткая цензура и контроль за гражданами не мешают государству поощрять инновации. Власти КНР обещают поддерживать технологии искусственного интеллекта и 5G, первыми дают разрешение на эксперименты во многих областях.
Движение мейкеров — современных ремесленников — в Китае зародилось значительно раньше и было изначально встроено в культуру шаньчжай. Масштабную поддержку оно получило в 2015 году. Тогда по указанию правительства в стране открыли тысячи мейкерспейсов. Большинство располагается на юго-востоке — рядом с технологическими корпорациями.
Господдержка помогает компаниям с интересными продуктами быстрее набирать аудиторию и извлекать прибыль. В качестве примера можно привести бум сайтов электронной коммерции, рост суперприложений, развитие рынка систем на базе ИИ. Благодаря умной поддержке в Китае появились свои гиганты в сфере онлайн-услуг и электроники.
Отредактировал Мерзляков Н
Подробнее на РБК:
https://pro.rbc.ru/news/5e4502ff9a79472b55c5cd4e




