Непоседа у монитора: как организовать онлайн-обучение детей правильно

Непоседа у монитора: как организовать онлайн-обучение детей правильно

rotim.jpg

Фото: Lisa Maree Williams / Getty Images

     Родители и учителя сейчас оказались в ситуации, когда вынуждены сидеть на карантине и дистанционно обучать детей. Но ни те, ни другие не понимают, как это делать правильно — так, чтобы обучение было эффективно.

     Одна из главных проблем онлайн-обучения состоит в том, что детям, особенно маленьким, трудно в течение долгого времени учиться исключительно онлайн. Из-за отсутствия живого контакта с учителем и одноклассниками они теряют желание учиться. Поэтому, собственно, все еще не перешли на онлайн-обучение, хотя, казалось бы, это очень удобно.

 

С какими проблемами сталкиваются учителя во время онлайн-уроков

Проблема № 1. Трудно достучаться до учеников

Харизматичный учитель может провести офлайн-занятие так, что его будут слушать как минимум 80% учеников. Однако во время онлайн-урока меньше шансов воздействовать на эмоции учеников. Поэтому им проще отвлечься и труднее сосредоточиться.

Решение: попросите учителей вовлекать детей в диалоги и быть более интерактивными, чем во время офлайн-занятий.

Проблема № 2. Трудно следить за большой группой учеников

Если курс слушают много детей, то всех их одновременно на экран не вывести. Учитель может попросить учеников задавать ему вопросы в чате. Но тогда некоторые из них, пользуясь тем, что их не видно, будут заниматься своими делами.

Решение: разбейте класс на небольшие группы. Пусть урок будет длиться не 45 минут, а полчаса, но в классе будут 15 человек, а не 30. Тогда учитель будет видеть детей, а дети смогут активнее участвовать в уроке. Конечно, 15 человек — это тоже очень много, лучше, если группа состоит из шести—восьми учеников. Но в любом случае лучше взять меньше учеников и сократить продолжительность занятия.

Проблема № 3. Дети говорят все вместе

У каждого слова эхо, как в горах, в наушниках или в динамиках настоящая какофония.

Решение: пусть учитель попросит учеников выключать микрофоны, если они не отвечают на вопрос. Во многих программах учителя сами могут сделать mute любому ученику.

Проблема № 4. Во время онлайн-урока дети играют в игры или переписываются в чате

Решение: на офлайн-занятии дети тоже могут играть в игры, разговаривать или переписываться друг с другом. Онлайн-урок отличается только тем, что у них больше шансов сделать это тайком. В небольшой группе проще увидеть, что ученик отвлекся. Опытные учителя по выражению лица ученика легко определяют, слушает он или играет в игры.

Обяжите всех родителей установить на компьютеры своих детей специальные программы, дающие учителям возможность видеть, что они делают, и даже удаленно управлять их мониторами. Многие используют для этого Go Guardian, но эту программу непросто настраивать. Некоторые наши американские коллеги рекомендуют ProctorU, а российские используют разные программы удаленного доступа (но это лучше обсудить с вашими системными администраторами).

Какие ошибки делают учителя

Теперь несколько слов об ошибках, которые делают неопытные в онлайн-обучении учителя.

— «Я не буду сам вам рассказывать, вот видео, посмотрите его, а потом задайте вопросы».

Увы, это не работает. Точнее, работает, но не со всеми или не очень долго. Но даже ученики, которые вначале смотрят видео с энтузиазмом, через какое-то время устают и либо просто отвлекаются, либо переключаются на что-то развлекательное. Во время занятия можно показывать ученикам короткие видео, но не следует забывать, что одна из основных целей онлайн-урока — это общение учеников друг с другом и с учителем.

— «Вот вам задание, а если вы что-то не поняли, то пусть вам помогут родители, вы все равно сидите с ними дома».

Не надо так делать. Родителям и без того трудно из-за того, что их ребенок сидит дома, не надо нагружать их дополнительно работой по обучению. Учить — это задача учителей.

Вместе с тем не надо забывать, что, когда родители сидят с ребенком дома, они волей-неволей больше вовлекаются в учебный процесс.

Пусть учителя дают им обратную связь — либо коротким письмом в конце недели, либо устно, после очередного урока.

— «Обучение онлайн — это так непривычно! Дети и родители поймут, если учителя будут гораздо более свободно обращаться с темами уроков. Если даже они не успеют дать какой-то материал, пусть выучат сами».

Про «выучат сами» я уже говорил, а что касается свободного обращения с темами уроков, то как раз при онлайн-обучении учителю надо быть гораздо более структурированным, чем во время офлайн-занятия. Когда дети сидят дома, то им сложнее настроиться на занятие. Учитель должен помочь им. Заранее сообщить темы занятий на ближайшую неделю, строго придерживаться расписания. Одеваться более формально. Всем своим видом показывать, что он настроен серьезно, и помогать детям сохранять такой же настрой.

Какие перспективы открывает постоянный онлайн

Принято говорить, что любой кризис — это новые возможности. Какие же возможности открывает повсеместный переход на онлайн из-за пандемии коронавируса?

1. Более широко использовать онлайн-инструменты

Можно использовать онлайн-инструменты, которые помогут сделать учебу более увлекательной.

2. Привлечь новых учеников в онлайн-школу

Многие дети, которым сложно было на офлайн-занятиях, именно сейчас могут понять, что заниматься онлайн для них комфортнее. Наш опыт показывает, что среди таких учеников — дети с синдромом дефицита внимания или гиперактивностью.

3. Попробовать групповую работу онлайн

Если раньше все учились онлайн индивидуально, то теперь есть прекрасный повод попробовать совместную удаленную работу. Например, пусть дети вместе сделают презентацию или мультимедийный проект. В случае с онлайн-обучением отследить вклад каждого будет проще. Так, если проект делается в Google Documents, то учитель легко сможет увидеть, какие исправления ученики вносят в общий файл, насколько активно каждый участвует в совместной работе и даже о чем они переписываются в комментариях и заметках на полях.