Мотивация 3.0: как полюбить учиться в условиях неопределенности
Мотивация 3.0: как полюбить учиться в условиях неопределенности

Традиционные образовательные модели устарели — траектория школа-вуз-работа не гарантирует ни успеха, ни самореализации. Главный тренд ближайшего будущего — гуманистический подход и персонализация обучения
Внешняя мотивация: свет в конце тоннеля или тупик?
Апатия, прокрастинация, отсутствие вдохновения — мы привыкли учиться и работать, постоянно преодолевая себя. Мы прокрастинируем, выбираем сериал вместо вебинара, ненавидим понедельники и каждый раз с нетерпением ждем пятницы.
Казалось бы, в 21 веке мы получили свободу выбирать, где учиться и кем становиться.
Но почему-то многие все равно остаются заложниками старой парадигмы, которая как будто бы не оставляет выбора и вынуждает следовать предписанному пути.
В этом как раз и кроется проблема отсутствия мотивации. Мы движемся по тоннелю садик-школа-вуз-работа, в конце которого нас ждет заслуженная награда: признание, экспертность, успех, деньги и другие символы социального одобрения. Нам кажется, что мы сами строим карьеру и идем к цели.
Если все делать правильно, то нас будет ждать «свет в конце тоннеля» — заслуженный успех и долгожданный отдых. Эта система строится на постоянном надзоре, за которым следует поощрение или наказание. Дэниел Пинк, автор книги «Драйв: Что на самом деле нас мотивирует?» называет эту модель кнута и пряника «Мотивация 2.0».
В условиях относительной стабильности такая тактика срабатывала — человек выполнял предписанные обществом задачи и действительно достигал успеха. При этом он полагался только на внешнюю мотивацию, построенную на социальном одобрении.
Согласно принципам гуманистического подхода, в процессе учебы студент осваивает не конкретные дисциплины, а получает универсальные инструменты для познания мира, а заодно и самого себя. Это помогает ему самостоятельно строить траекторию обучения, а в дальнейшем и профессионального пути. В этой системе человек — это автор, а не покорный исполнитель.
Похожую концепцию описывал и Дэниел Пинк. Он отмечал, что старые приемы мотивации устарели.
На передний план выходит Мотивация 3.0 — стремление к самореализации за счет свободы выбора, развития мастерства и наличия цели, то есть понимания, зачем и почему человек предпринимает те или иные шаги.
У внутренней мотивации нет социальной нагрузки и нет абстрактной «достойной цели», к которой нужно идти любой ценой. Человек не стремится к навязанному образу светлого будущего, а сам определяет, что значит светлое будущее лично для него. Он занимает позицию автора, а не исполнителя. И его главная задача — жить так, как нравится, прилагая для этого усилия.
Многие образовательные платформы и учреждения до сих пор полагаются на систему поощрений и наказаний. Но постепенно появляется все больше проектов, которые делают упор на внутреннюю мотивацию. Это касается и школ, и онлайн-университетов, и курсов повышения квалификации. Но как построить учебный процесс, в основе которого будет лежать самопознание и саморазвитие, а не социальное одобрение?
Сила сообщества
Внутренняя мотивация — это приобретаемый метанавык. Его можно прокачать точно так же, как эмоциональный интеллект или способность к тайм-менеджменту. Но на первых этапах самому это сделать сложно. Для этого инновационные методики образования предполагают участие большой команды поддержки: тьюторов, коучей, игротехников, психологов и методистов.
Научи меня: три главных мифа о коучинге
Иными словами, команда специалистов помогает человеку не только обрести внутреннюю мотивацию, но и «легитимизирует» ее, то есть избавляет от навязанных стереотипов и вселяет веру в собственные силы.
Увлеченность процессом обучения
Почему нас так увлекают сериалы, а вебинары мы слушаем неохотно? Почему в мобильной игре мы проявляем удивительное упорство, пытаясь пройти очередной уровень, но быстро сдаемся, когда не получается запомнить английские слова или освоить новую программу?
Безопасность и доверие
Система образования десятилетиями пыталась подгонять человека под ситуацию на рынке: «Нужно быть гибким, нужно быть пробивным, нужно быть уверенным в себе». Гуманистический подход отказывается от этой насильственной практики «подгонки». Важно найти баланс между требованиями рынка и личностными характеристиками человека.
Исак Фрумин: «Система образования существует не для работодателей»
В основе нового образовательного процесса лежит понимание уникальности каждого студента, а также создание атмосферы доверия и безопасности, которая позволит ему развиваться и формировать внутреннюю мотивацию.
В системе персонализированного образования у человека появляется свобода для самовыражения и самопознания, которая вдохновляет и воодушевляет, независимо от возраста и бэкграунда. В этих условиях ему уже не нужно слушать мотивационные речи и заставлять себя учиться — мотивацией становится благодарностью себе за приложенные усилия и радостью от того, как мы живем свою жизнь, которую сами выбираем.
Отредактировал Мерзляков Н
Подробнее на РБК:
https://trends.rbc.ru/trends/education/5e7cc8529a794715c34d5d8e




