Лидер не нужен
Лидер не нужен

26 марта 2020|Станислав ШекшняВероника Загиева
В 2012 году профессор Гарвардской школы бизнеса Эми Эдмондсон произвела небольшую революцию в управленческой науке. Она заявила, что господствующие представления о команде — компактной группе с постоянным составом, четко закрепленными ролями, разделяемыми целями и ценностями — как об основной форме эффективного взаимодействия в бизнесе устарели. Эдмондсон заметила, что в современном мире команды недолговечны, их состав быстро меняется, один сотрудник работает сразу в нескольких группах, члены одной команды могут находиться в разных офисах, городах и странах и даже никогда не встречаться друг с другом. При этом необходимость взаимодействия постоянно возрастает, поскольку знания, продукты и технологии стремительно развиваются и так же стремительно устаревают. Сотруднику-одиночке просто невозможно угнаться за прогрессом.
Изучив работу отделений скорой помощи в американских больницах, а потом и другие сферы деятельности, Эдмондсон предложила концепцию тиминга (от английского teaming). Этим термином она обозначила взаимодействие, которое позволяет малознакомым людям эффективно сотрудничать, быстро приобретать новые знания и достигать результатов без образования традиционных команд и длительного предварительного «сыгрывания».
1. Тиминг возможен, когда есть суперцель, которая важна для каждого участника взаимодействия и которую можно достичь лишь общими усилиями
2. Тимингу помогают психологические установки его участников — в частности, проактивная любознательность, толерантность, желание экспериментировать и делиться.
3. Компетенции. Умение слышать, быть услышанным, выявлять проблему и находить способы ее решения, поддерживать коллег и рефлексировать создает поведенческий базис для эффективного тиминга.
4. Существуют так называемые форматы — формы организации работы, правила и процедуры, технологии, терминология. Они способствуют повышению результативности, скорости и совместному научению, без которых невозможен тиминг.
Как развивать тиминг
Без тиминга нет будущего ни у одной организации. Логика современного развития требует совместной деятельности все большего числа людей, а цифровые и коммуникационные технологии делают его возможным. В ближайшем будущем успеха добьются компании, которые смогут целенаправленно развивать тиминговые компетенции.
Цифровые технологии являются важнейшим инструментом развития тиминга. Ставшие уже привычными системы видеосвязи, групповые чаты, мобильные приложения дают возможность членам команды оперативно взаимодействовать, давать и получать обратную связь, черпать знания из цифровых библиотек.
И последнее. Тиминг позволяет решать уникальные задачи, требующие совместных усилий большого количества людей, этот управленческий подход обладает большим потенциалом. Однако тиминг не является панацеей и не может во всем заменить традиционные команды, вертикальное лидерство или специализацию. Организации, которые пытаются полностью отказаться от проверенных временем управленческих инструментов, совершают большую ошибку.




