Краткое содержание статьи: Комплекс Лангар-Ота
Краткое содержание статьи: Комплекс Лангар-Ота находится в Кашкадарьинской области. В Центральной Азии зародились и получили свое развитие 4 самых крупных и известных ордена суфиев: Накшбандия, Ишкия, Йасавия и Кубравия. Братство Ишкия стало также основателем деревень Катта Лангар и Лангар-Ота, которые начали строиться в XV веке. Мухаммад Садык, создатель братства, происходил из известной фамилии в Мекке. Он стал уважаемым в религиозной среде, но из-за притязаний на обладание оригинальным Кораном Османа он ввязался во вражду с амиром Мекки. Именно поэтому Мухаммад бежал из города, забрав с собой и Коран. Садык уехал из Мекки на верблюде и ехал столько времени, пока верблюд мог шагать, а когда тот настолько устал, что просто лег на землю, Мухаммад решил основать в этом месте обитель для себя. Эта обитель и была названа Лангар-Ота.
Лангар-Ота
- Место нахождения : Кашкадарьинская область
- Категория: Места паломничества
Лангар-Ота или Янги Лангар - второй из лангаров расположен в Чиракчинском районе Кашкадарьи.
Существует одна из легенд, повествующая о случаях чудотворной помощи «святых» простым людям. Связана эта легенда с сакральным местом «Лангар-ота», находящееся в Кашкадарьинском вилояте: известный шейх Ахмад Яссави набросил сеть на жителей кишлака, которые отказывались принять ислам, и бросил их на небо.
Другой шейх Лангар-ота поймал их своей тростью и взял на себя обращение их в ислам. Лангар-ота направил их на путь ислама и это его святое место.
В строительство мечети вложили свой вклад различные племена. Род «бармок» привел барана, род «кудучи» помогал строительству. У рода «бармок» закончился скот, остался только один козел. Они спросили у шейха можно ли зарезать последнего козла. Шейх попросил, чтобы кто-нибудь из племени привел к нему этого козла, не оборачиваясь назад, в этом случае Аллах им поможет. Один человек из рода погнал козла, к которому стало присоединяться бесчисленное количество овец и козлов. Внезапно появившийся шайтан шепнул погонщику, что по стаду рыщет волк. Погонщик оглянулся, и стадо остановилось. Таким образом, он ослушался шейха, из-за чего остановилось изобилие стада.
Хазрати Лангар Ота зиератгохи – это (святое место поклонения) погребально-поминальный комплекс. Расположен он в кишлаке Лангар Чиракчинского района Кашкадаринской области, в 45 км на север от города Чиракчи в отрогах Зарафшанского хребта.
В прошлом шахи, ханы и высокопоставленные люди сходили с лошадей, посещали этот камень «Кадамжо» и от него босиком шли к месту паломничества.
В конце 15 и начале 16 века правителями государства Аштархидов были построены две усыпальницы (макбара) на двух высотах чуть меньше 1000м. над уровнем моря, где лежат останки потомков Шайха Абул Хасан Ишкийа и шейха Лангар ота.
На склоне горы расположено местное кладбище, на вершине холма расположен мавзолей шейха Мухаммада Содика, построенный в XV веке. В 2007 году мавзолей был отреставрирован. При реконструкции внешние двери мавзолея заменены современными, а внутренние остались нетронутыми. В мавзолее пять могил:
- женщины, предположительно одной из дочерей Амира Тимура (по предположениям местных жителей);
- Мухаммад Содика, его могильный камень расписан золотом;
- сына Мухаммад Содика, его могильный камень расписан серебром;
- Абух-Хасана, шейха Йемена, который отрёкся от правления и стал отшельником.
Шпиль мавзолея украшен четырьмя шарами, такой шпиль устанавливается только над усыпальницей великого суфия (кроме усыпальницы в Лангаре, такой же шпиль только над мавзолеем Джалаладдина Руми). Каждый из шаров обозначает ступени просветления:
- шариат, изучение заветов и ревностное их исполнение. Только строго соблюдение законов позволит будущему суфию, развить в себе способность познания мира, как материального воплощения божественного.
- тарикат, истое стремление к совершенству, посвящение всего себя служению этой цели.
- маарифат, сверхчувственное постижение единства Вселенной в Боге, познание духом и сердцем совершенства, понятий добра и зла
- хакикат, постижение высшей истины, слияние сознанием с Богом, саморастворение в божественном — высшая точка пути и совершенства.
По преданию, если загадать желание и обойти три раза вокруг мавзолея, желание сбудется.
Вокруг мавзолея находятся могилы более чем трёхсот суфиев, учеников и последователей Мухаммада Содика. В мавзолее хранились 7 страниц из Корана Усмана, в настоящее время они перевезены в Ташкент, в институт востоковедения.
На соседней горе расположена старинная мечеть, ориентировочно XVI века. По преданию она была построена за одно утро — мастера передавали кирпичи из рук в руки. У мечети 19 поддерживающих колонн (устун), согласно легенде на одну из колонн не хватило дерева и колонна была построена из стеблей хлопчатника.
В советские времена, по-видимому, местные власти пытались хоть как- то отремонтировать мавзолей.
На фотографии видно, что арку портала мавзолея Шейха Лангар-Ота укрепили бетоном, а сверху арки уже уложен, так нам знакомый по форме, стандартный, жжённый кирпич. А внутри мавзолея ниша укреплена деревянной подпоркой.
В самом же кишлаке Лангар Ота своих посетителей ждет Белая мечеть или как ее еще называют Катта Мечеть (Большая мечеть). Это действующая мечеть, не знавшая реставрации, все — в первозданном виде. Как вы обратили внимание, вншне совершенно неприметное строение, мало чем отличное от домиков по соседству.
Построенная в 122 (хижрий) году 840 (мелодий) году Ок мачит (Белая мечеть) рядом с усыпальницами Лангар ота, позже была перенесена к берегу реки. На столбе мечети написано «мечеть построена в 122 году». На потолке в разноцветных орнаментах нарисован символ «Вечной жизни» — бумеранг со знамени Амира Темура.
Величественные колонны, каждая —с уникальным рисунком, пятьсот лет назад никаких шаблонов в искусстве не знали.
В обоих Лангарах неторопливо течет время, и люди живут простой жизнью трудолюбивого народа, так же, как их предки жили сто и двести лет назад. Живут подолгу: сто лет — вполне средний возраст для ухода в мир иной. Обладая бесценными святынями, люди свято чтут их и поклоняются им, и счастливы тем, чем владеют.
Мечеть под именем Абул Хасан Ишки была построена в 840 году из арчовых колонн, такие своеобразные узоры и орнаменты все еще сохранены возле реки. Во времена Союза эту мечеть хотели уничтожить, но аксакалы собирали деньги и выкупили ее у государства. Позднее во времена отепли 50–х. годов, та часть медресе, в которой преподавалось начальное образование, была разрушена. Возле большого кладбища расположены на одинаковой высоте 2 зала, где внутри находятся маленькие темные комнаты – комнаты шейхов. Поэтому и появилось название села – Лангар ота. Одни из залов начали строить во время правления Мирза Улугбека и закончили его постройку Аштарханы.
Восточный мавзолей был построен из плоских кирпичей в размере 11 Х 9,5 м и 25 Х 25 см в виде купола. В этом зале 4 гробницы, из них в самом большом, предполагается, захоронен внук шейха Абула Хасана Ишки Миримшейха.
Там, где заходит солнце, расположен второй зал в размере 15 Х 12,5 м. Эта зала имеет 8 гробниц, но ни одна из гробниц не сохранила надписи. Но когда вы читаете камни над гробницами, там указаны имена потомков шейха Абула Хасана Ишки: Мухаммеда Баки шейха Ишки, Салимхуджа Ниязмухаммад худжа угли. В селе у стариков есть книга «Династия Абула Хасана Ишки», она содержит 3 части. Одна из этих частей хорошо сохранена. Династия Абула Хасана Ишки в исламской религии считается драгоценным очагом.
По свидетельству Лангарских стариков когда – то была написана историческая статья «Манокиб» о шейхах Лангнра ота и эта статья все еще не найдена для исследования и изучения этой династии. Слово «Лангар» имеет несколько значений:
1. Лангарчуп – это большая палка в руках акробата для сохранения равновесия.
2. Муэдзины и дервиши в исламской религии бросают лангар, то есть это то место, где они располагаются – это место называется кров для чужих; еще есть место для нищих и сирот, где дают убежище и пищу.
3. В некоторых источниках есть монгольское значение: Лангур – то есть святая могила.