Красота и изящество арабской каллиграфии
Красота и изящество арабской каллиграфии

Арабская каллиграфия поражает своей красотой и изяществом. Причудливые переплетения линий, наполненные глубоким смысловым содержанием, издревле привлекали к себе внимание ценителей. Откуда же берёт свои корни арабская каллиграфия?
О происхождении арабской каллиграфии нет единого мнения в среде искусствоведов и историков. Однако все исследователи данного явления в арабской культуре сходятся на том, что своё формирование и широкое развитие каллиграфия получила при копировании текстов священного Корана.
В отсутствии книгопечатания все труды переписывались от руки, в том числе и страницы священного Писания. При этом требования к переписчикам Корана была самые строгие. Слово Божье поручали переписывать только обладателям самого красивого и изысканного почерка.
С распространением Ислама получил распространение и арабский язык, как язык Корана. Он на долгое время превратился в общеупотребительный язык образованных людей и не только среди мусульман. На арабском велось делопроизводство, писались книги и т.п. Всё это способствовало развитию искусства арабского письма из поколения в поколение.
Каллиграфическому письму обучались под руководством наставника длительное время. Это было целое искусство, ведь каждый штрих должен быть определённой длины и ширины. Для облегчения процесса обучения использовались специальные прописи, в которых границы штрихов отмечались особыми точками.

В 13 веке турки разработали новый стиль арабского письма. Этому способствовало изобретение наклонного пера. Прежние перья были с плоским кончиком. Наклонное перо дало возможность писарям делать линии букв более тонкими и изогнутыми, не отрывая кончика пера от поверхности.
Развитие арабской каллиграфии привело к различным её стилям: куфи, насх, рук’а, сульс или сулюс, мухаккак, дивани и насталик
Первым стал знаменитый стиль куфи, со своими узнаваемыми угловатыми формами букв. Их начертания легко выбивались на различных материалах, поэтому надписями в стиле куфи украшались стены зданий, в том числе мечетей.
Вторым появился стиль насх, который сегодня наиболее распространённый. Это горизонтальный, строгий почерк с тонкими линиями и округлыми формами букв. Практически все книги, издаваемые на арабском, печатаются этим шрифтом.
Народами, перенявшими арабское письмо для собственных языков, вырабатывались собственные каллиграфические стили.
Дивани был из их числа. Его использовали турки. Стиль отличается тесным расположением букв и их сложными, округло-ломаными формами.
Стиль насталик приобрёл популярность в Иране и Пакистане, где до сих пор остаётся основным используемым почерком в этих странах. Ему, как и стилю рук’а, свойственны вариация вертикального положения букв и большое количество лигатур; однако его росчерки более длинные и свободные. Арабы называют почерк насталик «персидским».




