Какой продакт-менеджер нужен вашему бизнесу и где его найти

Какой продакт-менеджер нужен вашему бизнесу и где его найти

Какими компетенциями должен обладать продакт-менеджер? Почему он необходим компании? И где искать такого специалиста, если в вузах на него не учат?
Всегда ли компания нуждается в продакт-менеджере? Задумывающийся об этом владелец бизнеса должен в первую очередь ответить на вопрос, что из себя представляет продукт, который он продает. Зачастую ответ не столь очевиден.

Существует мнение, что продакт-менеджер не нужен, если в компании идеально выстроены бизнес-процессы, благодаря чему все отделы — закупки, R&D (от англ. Research and Development — исследования и разработки), производство, логистика, маркетинг и реклама, продажи и сбыт — работают как часы. 

У продакт-менеджера широкая зона ответственности. Это специалист, который управляет жизненным циклом продукта, понимает, когда продуктовую линейку нужно перезапустить, обновить или репозиционировать, лучше всех в компании знает целевую аудиторию и ее потребности, определяет, какими характеристиками должен обладать продукт и инициирует его улучшения. Можно сказать, что продакт-менеджер находится на стыке предпринимательской функции, глубоких знаний продукта и драйверских амбиций.

Идеальный кандидат

При поиске подходящего продакт-менеджера необходимо понимать, что не бывает ни идеальных кандидатов, ни универсальных правил по подбору. Чаще всего на эту позицию приходят маркетологи, инженеры, технологи, продавцы. Поэтому прежде всего важно выявить сильные стороны соискателя и оценить, есть ли шанс подтянуть слабые.

В первую очередь обратите внимание на «гигиенические» факторы — образование и релевантный опыт. Они позволят понять, есть ли у человека знания и навыки в областях категорийного менеджмента, маркетинга и продаж, экономики и финансов, инженерии, закупок. Нужно составить перечень обязанностей, которые будет выполнять продакт-менеджер, и применительно к ним открыто спрашивать кандидатов, в чем они компетентны, а в чем объективно не дотягивают.

Большинству работодателей хотелось бы найти специалиста уровня коммерческого директора, которому сильный бэкграунд и прокачанные hard skills помогут справляться с широким кругом обязанностей.

Развитие в команде

Исходя из опыта, действующие инструменты по развитию продакт-менеджеров — аттестация и составление индивидуальных планов развития. Срез-тесты позволяют составить объективную картину о компетенциях человека в ключевых областях бизнеса и пробелах, которые требуется заполнить. А оценочные встречи рекомендуется проводить, чтобы проанализировать бизнес-результаты сотрудника за определенный период и составить новый план.

Мы, например, каждый год в формате диалога пытаемся выяснить мотивацию и амбиции каждого сотрудника, разобраться, насколько его цели соответствуют целям компании. Это позволяет обозначить сотруднику новые точки роста, а иногда принять решение о его переводе на другую позицию или о введении новой продуктовой категории. Бывает, что не хватает обмена опытом с другими отделами. Случалось, что мы отправляли менеджера на пару дней поработать на складе, чтобы он лучше разобрался в логистических процессах.



Отредактировал Мерзляков Н
Подробнее на РБК:
https://pro.rbc.ru/news/5da467259a79475034cc7572