Как на войне: уроки великих полководцев, которые помогут во время кризиса

Как на войне: уроки великих полководцев, которые помогут во время кризиса

yekruerypufyaucfacua.jpg

         Сегодня повсюду управленцы адаптируются к пандемии COVID-19 и движению за социальную справедливость, громко заявившему о себе в США и Европе. Информация меняется каждый день, мешая принимать однозначные решения, и дефицит стал обыденностью. 

Так где же могут найти ответы на свои вопросы нынешние бизнес-лидеры, имеющие дело с несколькими кризисами в разных местах одновременно?

Будьте решительны. Бизнес-лидерам может пригодиться один из первых уроков в истории военного дела: «Не зацикливайся на своих потерях». Например, в 1812 году, после того, как Наполеон вторгся в Россию, прославленный фельдмаршал Михаил Кутузов понял, что стратегия требует, чтобы он отдал Москву французам. Захватчики разграбили и сожгли духовную столицу России, но российская армия смогла перестроиться и сражаться с Наполеоном с позиции силы — и в итоге победила.

Появляйтесь в окопах. Великие полководцы сражаются бок о бок со своими солдатами, как Ганнибал во время Второй пунической войны. Говорят, герцог Веллингтон приравнял присутствие Наполеона на поле боя к 40-тысячному войску. 

Будьте гибки. Когда Уинстон Черчилль стал премьер-министром Великобритании в мае 1940 года, он покончил с медлительностью британской военной бюрократии с помощью красных ярлыков, означавших «СДЕЛАТЬ СЕГОДНЯ», которые он лично наклеивал на многие из отправляемых им документов. 

Управляйте уверенно. Настрой — это все. При Азенкуре, когда многие другие командиры решили отступить, Генрих V, уверенный в своей стратегии повернулся вспять и встретился лицом к лицу с войском, превосходившим его армию в три раза. Он был твердо уверен в своей команде — «горсточке счастливцев, братьев», увековеченной Шекспиром, — и победил. 

Вдохновляйте словом. «Черчилль призвал в армию английский язык и отправил его в бой», — сообщал из Лондона во время Второй мировой войны прославленный корреспондент Эдвард Р. Мерроу.

Наполеон каждый день обращался к войскам с вдохновляющими посланиями, которые вселяли в них уверенность в своих силах.

Однако излишек общения может стать проблемой. Во время войны во Вьетнаме американская армия тонула в длинных коммюнике, многие из которых были помечены как срочные. Избыток срочных посланий закономерно привел к путанице, а не к ясности.

Быстро перемещайте лидеров и задачи. Во время войны некоторые лидеры показывают себя с лучшей стороны. Полководцы все больше поручают тем, кто добивается успеха, быстро присваивают им новые звания и расширяют их полномочия.

Давайте войскам отдохнуть. Полководцы могут не отдыхать. За шесть лет Второй мировой войны Черчилль взял восемь выходных, в течение которых все равно читал свои ежедневные депеши. Но солдатам на поле боя нужны пища, отдых, досуг, деньги и развлечения.

Во время пандемии COVID-19 мы выбиваемся из сил, глаз не отводя от экрана Zoom и подобных программ. Поэтому лидерам нужно проследить за тем, чтобы их подчиненные отдыхали, а выходные присутствовали (или были введены заново). Нужно найти способы дать сотрудникам летние отпуска, которые им жизненно необходимы. 

Любой руководитель должен быть стратегом. По-древнегречески «strategos» означает «генерал». Лидеры по всему миру приступают к трудной работе: им нужно в безопасном режиме открыть свои производственные помещения, спасти и укрепить свой бизнес, мотивировать свои команды.

В процессе им надо фиксировать информацию об уроках, преподнесенных этим кризисом, и строить новую управленческую парадигму, для которой должны быть характерны решительность, солидарность, гибкость, оптимизм, вдохновляющее общение, более гибкий подход к распределению задач, более тщательное соблюдение равновесия между работой и жизнью.

Пока они занимаются планированием, нам всем стоит вспомнить полезное предупреждение Эйзенхауэра по поводу стратегии как таковой: «План — ничто. Планирование — все». 

Отредактировал Мерзляков Н

Источник https://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/uroki-stoikosti-2020/833948?utm_source=telegram.me&utm_medium=social&utm_campaign=v-noyabre-2019-goda--pered-lektsiey-o-kriz