Как добиться от сотрудников креативности в решении поставленных задач

Как добиться от сотрудников креативности в решении поставленных задач

tk5rir4rue56y6y.jpg

             Есть миф о существовании некой «творческой личности», которая присуща одним и не присуща другим. Никаких научных подтверждений ему нет. В каждом человеке можно развить креативность. Расскажу, как это делают руководители компаний из разных отраслей

Практика компаний

Креативность — это навык, который можно развивать, и процесс, которым можно управлять. При этом творчество начинается с основ знаний, изучения дисциплины и овладения приемами креативного мышления.

ИТ

ИТ-директор крупной производственной компании проводит обучающие тренинги для сотрудников. Рассказывает им, что такое креативность и зачем она нужна (чтобы быть более открытым к изменениям). В решении сложных задач он использует:

— теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ), цель которой — поиск алгоритма, позволяющего наиболее быстро найти решение с самым высоким КПД;

— метод мозгового штурма — суть его заключается в получении максимального количества предложений в ходе обсуждения в оперативном режиме;

— метод обратного мозгового штурма — когда участники обсуждения устали, то вместо отличных идей для достижения цели или улучшения процесса их просят предложить, как подорвать процесс или сделать достижение цели невозможным;

— техники задавания вопросов — фантастическое средство решения задач, особенно для стратегической сессии.

Машиностроение

В одном из крупнейших производственных машиностроительных холдингов для повышения креативности дважды в день проводятся 15-минутные кофе-брейки (с утра и ближе к концу дня). На них сотрудники совместно в неформальной обстановке решают сложнейшие вопросы.

Помимо этого в компании организуют дискуссионные клубы для обсуждения тенденций. В компании есть дискуссионные клубы:

корпоративный (клуб книгочеев) — книголюбы выбирают одну книгу и раз в неделю делают по ней презентацию;
профессиональный — аналитическая служба ищет новые книги по бизнес-тематике (в основном это agile, scrum) и делает мини-презентации на 1,5–2 часа с рассказом их содержания, после чего начинается обсуждение;

Фармацевтическое производство

Технический директор другой производственной компании определяет предрасположенность к высокому уровню креативного мышления простым вопросом: что вы любили в школе больше — геометрию или алгебру? Если сотрудник выбирает геометрию, значит, развито пространственное мышление, а зачастую и объемное воображение. Если алгебру, то в большинстве случаев это исполнитель, и ему дольше придется развивать творческий подход.

Телеком

В одной из топ-телекоммуникационных компаний развитие креативности ведется в трех направлениях: люди, обучение и создание банка идей. Самый действенный инструмент — банк идей, связанный с клиентским опытом. Каждый сотрудник может предложить инициативу любого рода и отправить ее в банк идей. За год в нем собирается более 3 тыс. идей. Использование банка идей сильно повышает вовлеченность персонала и расширяет список возможностей.

Авиапромышленность

Руководство крупной производственной компании, стремясь создать условия для проявления креативности инженерами, организовало семинар о методах инновационного мышления и творчества. Инженеров вооружили навыками того, как:

выявлять потенциальные проблемы;
проводить мозговой штурм;
вводить новшества для решения проблем, внедрять идеи (т.е. разработка эффективного продукта/решения на основе простых идей);
признавать важность творчества и инноваций, чтобы создать эффективную и действенную рабочую среду.

Логистика

В международной логистической компании перед вице-президентом по маркетингу стояла задача добиться командного подхода к работе не только у сотрудников маркетингового отдела, но и у смежных подразделений. Он начал проводить совещания по стратегическому планированию для обсуждения с сотрудниками будущего развития компании. При этом использовал ряд методик:

оценочный опрос — руководитель определяет, что он хочет оценить: обратную связь, видение дальнейших действий для повышения эффективности работы и т.д.;
диалог World Cafe — технология разговора о сути дела в открытой и непринужденной атмосфере. Обычно участники собираются за несколькими круглыми столами для обсуждения конкретного вопроса, а по истечении тайминга меняются столами. Такой формат позволяет максимально вовлечь в обсуждение и располагает к открытому диалогу;
рисунки — сотрудники изображают свои идеи графически, чтобы более четко сфокусировать их и наметить общий стратегический план.

 

Отредактировал Мерзляков Н

Подробнее на РБК:
https://pro.rbc.ru/news/5e5724bb9a794770085cf9e6