История узбекской тюбетейки
История узбекской тюбетейки
Само слово «тюбетейка» имеет татарские корни, произошло оно от слово «тюбете», что в переводе значит – верхняя часть, вершина. В Узбекистане же принято называть этот головной убор «дуппи». К концу 18 – началу 19 века, тюбетейки набрали большую популярность в Средней Азии, как и множество их форм и видов: круглые, конусные, островерхие, квадратные, вытянутые в виде купола.
К самым распространенным орнаментом вышивки, относятся цветочный мотив и миндалевидный мотив "бодом" – символ жизни и плодородия. "Илон изи" (тропа змей) - широко распространенный узор в орнаменте тюбетейки. Ходят поверия, что он действует как талисман. Узбекские орнаментные украшения, как и цветовое оформление, также представляют большое разнообразие и их реализация зависит от региона.
Узбекские тюбетейки бывают женские, мужские, для детей и для людей пожилого возраста. Пожилые женщины их не носят. Внешне они различаются следующим образом:
Мужские. Преимущественно из тёмных тонов, близких к чёрному. Изготавливаются из сатина или бархата.
Женские. Используют светлые тона. Основным материалом является бархат, шёлк или парча. Также украшаются бисером, яркими камнями и блёстками.
Детские. Это красочные ткани, пушистость кистей и бисера, разноцвеная вышивка, блестки и множество прелестей.
Разделяют шесть видов узбекских тюбетеек по регионам: Бухарская, Самаркандская, Сурхандарьинская, Кашкадарьинская, Хорезмская и Ташкентская. Все виды отличаются не только формой, но и орнаментами, украшающими головной убор. Узоры оттачивались мастерами в течении многих веков, а теперь передаются от мастера к ученику. Многообразие узбекских узоров поражает. Они могут быть выкроены в виде очертаний животных или птиц, растений или просто сложных узоров. Самые распространенные орнаменты на тюбетейках это:
- перец - символ чистоты и отрешенности от всего земного;
- пучки перьев, мотив соловья, птицы - символ высшей мудрости;
- ветки розы - символ мира и красоты;
- надписи священной арабской вязью – в качестве благословения носителя.
Способы вышивки также самые разные, гладью, мелкими крестиками, бисерным плетением. Часто рисунок предварительно наносится на поверхность, а уже потом по нему вышивается узор. Но профессиональные вышивальщицы способны обходиться без предварительных набросков и вышивать узоры сразу.
В Фергане и всей Ферганской долине особо популярны чустские тюбетейки, выполненные в строгом стиле, но всё же очень красиво смотрящиеся на голове. Это контрастные узоры из чёрного и белого цветов, по четыре стороны вышиты узоры в форме стручкового перца «калампир». Считается, что выкройка четырех цветков в куполе тюбетейки призваны оберегать состояние здоровья мужчины, а целых шестнадцать полукруглых узоров по кайме – символ дружбы и богатства семьи. Ни один мужчина не придёт на мероприятие без этой тюбетейки, будь то свадьба, посещение молитвы в мечети, праздник или похоронная церемония.
Шахрисабзские и Сурхандарьинские «дуппи» бросаются в глаза своей яркостью красок и необычным способом шитья «ироки». В Ташкенте же популярны тюбетейки типа «шоблуш», это мужские головные уборы, выполненные из хлопчатобумажной ткани с особой подкладкой, которая может быть обшита либо вручную, либо на машинке. Бухарские тюбетейки имеют круглую и четырёхгранную форму.
Самые популярные бухарские тюбетейки, это те, что украшены золотым шитьём. Об этих головных уборах известно во всём мире уже с давних времён. Они были непременным атрибутом одежды высокопоставленных лиц и знати. Узоры выполнены обычно в виде растений или выкройки геометрических форм. Украшаются так же распушёнными кисточками и бахромой. Ныне такие тюбетейки чаще всего одевают на свадебные церемонии и торжества.
Большую популярность национальная тюбетейка возымела в начале двадцатого столетия, распространившись из Узбекистана по всему миру. Во многих мировых музеях тюбетейка принимает участие в различных экспозициях. Однако полную коллекцию всех видов тюбетеек можно найти исключительно в музеях Узбекистана, таких как “Музей прикладного Искусства” или “Музей истории Узбекистана”.