История Соборной мечети в Санкт-Петербурге.

История Соборной мечети в Санкт-Петербурге.

 

     Соборная мечеть является культовым сооружением в Санкт-Петербурге.  Главная мечеть Российской империи, крупнейшая мечеть в европейской части Российской империи. Перейдем к истории создания этого прекрасного сооружения.

bezymannyj21.jpg

Вопрос о постройке в столице Российской империи мечети впервые был инициирован мусульманами-военнослужащими в 1798 г., однако тогда ходатайство «О пожаловании магометанам молитвенного дома в Петербурге и отводе места для кладбища» Павлом I удовлетворено не было.
    Позднее мусульманское духовенство обращалось с повторными прошениями к властям города четырежды: в 1861, 1867, 1881 и 1882 гг. В 1881 г. дело дошло до организации Комитета по сооружению Соборной мечети и сбору пожертвований, но после различных проволочек он не прошел официальной регистрации в Министерстве внутренних дел.

     3 февраля 1910 г. в Санкт-Петербурге произошло долгожданное событие – на Петроградской стороне, на Кронверкском проспекте состоялась торжественная закладка Соборной мечети.  Праздничное мероприятие прошло в присутствии Бухарского эмира Сеид-Абдул-Ахад-хана и видных деятелей мусульманской общины столицы Российской империи.
     Без преувеличения можно сказать, что исключительную роль в том, что многолетние попытки заложить первый камень в основание здания Санкт-Петербургской соборной мечети увенчались, наконец, успехом, сыграло личное участие в этом процессе Сеид-Абдул-Ахад-хана.
         Девятый по счету правитель Бухарского эмирата был во всех отношениях примечательной личностью. Генерал от кавалерии, он состоял на военной службе у императора Российской империи, протекторат которой в 1868 г. принял его отец Сеид Музаффар.
     В 1883 г. Сеид-Абдул-Ахад-хан присутствовал в Москве на торжествах в честь коронации Александра III, а впоследствии, в 1896 г., на коронации Николая II, неоднократно посещал Санкт-Петербург, Крым и Северный Кавказ. Свое правление Бухарским эмиратом он ознаменовал важными для развития региона шагами, направленными на индустриализацию и модернизацию.
     Среди инициатив эмира значатся: строительство железной дороги между Старой и Новой Бухарой, начало добычи полезных ископаемых, открытие первых металлургических предприятий. В гуманитарной области он снискал уважение современников и потомков за ограничение смертной казни и обширную благотворительность.
       Будучи членом Туркестанского благотворительного общества, Сеид-Абдул-Ахад-хан особое внимание уделял заботе о делах ислама. Не обошел стороной эмир Бухарский и просьбы о содействии петербургским мусульманам. Во время аудиенции у Николая II в 1904 г. ему удалось совершить невозможное – добиться высочайшего одобрения на строительство мечети в Санкт-Петербурге.

      28 мая 1906 г. начал свою деятельность Комитет по постройке Соборной мечети. В его задачи входили как сбор необходимых для строительства средств, так и разработка проекта с последующей подготовкой сметной документации. Не удивительно, что, взяв однажды строительство мечети в Петербурге под свой патронаж, эмир Бухарский стал и одним из наиболее крупных его благотворителей.

 bezymannyj22.jpg

   В 1906 г. Сеид-Абдул-Ахад-хан в качестве почетного покровителя Мусульманского благотворительного общества в Санкт-Петербурге перевел на счет Комитета по постройке Соборной мечети сумму в 500000 руб., которая позволила приступить к реализации начального этапа строительства. Эти средства пошли на приобретение земельного участка под мечеть в центре исторического Петербурга. Участок был приобретен в 1907 г. в непосредственной близости от того места, с которого столица Российской империи начала свое существование: Петропавловской крепости, усыпальницы российских императоров в Петропавловском соборе, первого сохранившегося деревянного дома Петра Великого и Троицкой церкви на Троицкой площади – первого православного храма Петербурга.

bezymannyj23.jpg

Эмир Бухарского эмирата Сеид Мир-Алим на церемонии закладки Соборной мечети в Санкт-Петербурге

          

       Торжественная закладка Санкт-Петербургской мечети состоялась в феврале 1910 г. Среди гостей присутствовали государственные, духовные, общественные деятели. В знак признания заслуг эмира Бухары Сеид-Абдул-Ахад-хана в деле строительства мечети мероприятие было приурочено к 25-летнему юбилею его правления и визиту в столицу.
К моменту проведения церемонии фундамент будущей постройки был уже заложен. Поэтому место, предназначенное для торжественного акта, было обнесено оградой, а над ним устроен куполообразный шатер, увенчанный стягами, вокруг шатра были установлены декоративные щиты с кораническими текстами.

По трагическому стечению обстоятельств это посещение Петербурга в 1910 г. стало для Абдул-Ахад-хана последним. В декабре того же года эмир скончался, не дождавшись окончательного воплощения одного из главных проектов своей жизни.

    Период строительства Соборной мечети и проведение 21 февраля 1913 г. в ее стенах первого богослужения в честь 300-летия дома Романовых в присутствии прибывших в столицу Российской империи эмира Бухарского Сеид Мир-Алим-хана и хана Хивинского Сеид Асфендиар Багадура благотворительного общества в Санкт-Петербурге. Общество было учреждено в марте 1898 г.

 

Архитектура Соборной мечети.

       В архитектурном решении здания,  использовались мотивы «магометанского зодчества». Основной объем сооружения ориентирован алтарем михраб на Мекку (Юг), в соответствие с мусульманскими традициями. Храм увенчан поднятым на цилиндрическом барабане  ребристым куполом высотой 39 метров, по форме аналогичным венчанию мавзолея Гур–Эмир в Самарканде. Наряду с куполом характерный облик Мечети формируют два минарета высотой 48 метров. Главный вход, находящийся со стороны Каменноостровского проспекта, оформлен  как глубокая ниша с аркой стрельчатых очертаний. Ниша входного портала  воспроизводит формы порталов мавзолеев Шахи-Зинды. 1-й этаж мечети предназначается для мужчин. В конце основного зала с левой стороны отгорожено место для намаза женщин в будние дни. В 2014 г. была установлена деревянная декоративная решетка, выдержанная в стиле решетки 2-го этажа.

2-й этаж мечети предназначен для женщин и имеет два входа (из основного зала и с улицы). Фактически это — антресоль (полуэтаж, встроенный в объём основного этажа).

На 3-й этаж мечети ведет широкая мраморная лестница. Фактически это тоже антресоль встроенная с трех сторон объёма основного зала. По пятницам и праздничным дням — место для намаза мужчин. По общим выходным дням там проходят бесплатные занятия по основам ислама и арабскому языку.

Вход в мечеть осуществляется со двора. Мечеть вмещает от 3 до 5 тысяч человек.

bezymannyj24.jpg

Соборная мечеть. Изразцовый декор портала

 

             В силуэте Соборной  мечети четко прослеживаются тенденции азиатского архитектурного стиля. Это большие размеры строения, купольные формы, наличие минаретов, отделка характерным рисунком, в котором прослеживаются геометрические и растительные мотивы. По правилам алтарь располагается с южной стороны. Огромный купол и портал над входом отделан керамической мозаикой ручной работы со сложным геометрическим узором. Издалека здание кажется ажурным и воздушным. Главный вход оформлен в виде глубокой стрельчатой ниши с полуовальной аркой, устремленной вверх. Основным украшением мечети являются традиционные геометрические и растительные узоры. Наружные стены отделаны гранитным камнем темных оттенков. Минареты  и купол  украшены керамической майоликой от небесно-голубого до темно-синего оттенков. Рисунок так причудлив, что напоминает многоцветный среднеазиатский ковер. На фасадах здания высечены высказывания из Корана, начерченные арабской вязью.

  • Медальоны на фасаде со стороны Кронверкского проспекта: справа — «Выстаивайте молитву»; слева — «Аллаху известны ваши деяния».
  • Верхняя надпись на портале: «Поистине, первый Дом, установленный для людей, это тот, что в Бекке (Мекке) как указание правой стези и для миров благословение» (Сура 3 «Род Имрана» аят 96)
  • Надпись на портале над центральным входом: «А когда вы закончите молитву, поминайте Аллаха будь то стоя, сидя или лежа. А если вы в безопасности, то свершайте молитву как полагается. Поистине, молитва была предписана верующим и указано время её свершения.» (Сура 4 «Женщины», аят 103)
  • Вертикальные надписи в проемах между дверьми: «Аллах, нет Бога, кроме Него, Живого, Предвечного, не берет Его ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах и Земле. Кто может заступиться за вас пред Ним, разве что по Его велению? Знает Он знает об их мирской жизни, и о жизни их будущей, а а они не охватят даже малости знания его, разве что по его желанию. Простирается престол его на небесах и на Земле, и не затрудняет его их сохранение, ибо он — Всевышний, Великий.» (Сура 2 («Корова»), аят 255)
  • Над входом для женщин: «Те, что сотворили благое деяние, — мужчины и женщины, — это верующие. Мы пошлем им жизнь и воздадим благом за их деяния.» (Сура 16 («Пчелы»), аят 97)
  • Над входом со двора: «Войдите в сии [сады] с миром, без опасения» (Сура 15 («Аль-Хиджр»), аят 46)

          Важной отличительной чертой Соборной мечети на невских берегах было использование в отделке ее фасадов, порталов, купола и минаретов оригинальной майолики, выполненной в мастерской «Гельдвейн-Ваулин» с соблюдением техники и технологии изготовления средне- азиатской майолики. Незадолго до этого промышленное производство декоративной майолики было налажено в промышленных объемах Петром Ваулиным под Петербургом, недалеко от Гатчины, в Кикерино, где имелись необходимые для этого месторождения кембрийской глины. Для обеспечения эффекта максимальной аутентичности П. К. Ваулин направил художника П. М. Максимова в Туркестан, где тот сумел изучить способ изготовления этого вида архитектурного декора. Это позволило достичь в петербургской постройке удивительной точности в передаче цветовых нюансов, исконно присущих всемирно известным памятникам среднеазиатского зодчества.

bezymannyj25.jpg

Источники : dum.spb.ru, alif.tv., www.facebook.com (uzbculture)