Ислам и Европа

Ислам и Европа

yrvkeroyvkeoryukpfcuajcuaj.jpg

Восток и Запад. Ислам и Христианство. Эти культурно-исторические понятия отражают стереотипы нашего мышления. В недрах европейской цивилизации веками складывался образ Ислама как агрессивной, враждебной религии «неверных». Соответствуют ли эти представления современной действительности? Или, может быть, мы всё ещё щеголяем в кафтане, из которого давно выросли?

Дело в том, что тезис о несовместимости мусульманской и европейской культур не менее, а порой даже более энергично отстаивают оппоненты исламских радикалов: отдельные европейские политики, общественные деятели, публицисты и журналисты, испытывающие патологическую ненависть к Исламу.

Издревле же Восток был заветной мечтой европейских путешественников. Он манил своей роскошью, изысканностью, таинственной утончённостью, своими волшебными сказками Шахерезады из цикла «Тысяча и одна ночь», уводящими воображение читателя далеко-далеко, в глубину веков, в мир загадочных героев и восточных красавиц, в сказочные арабские города, возникшие на величественных и безмолвных просторах ближневосточных пустынь. Восточные товары – всевозможные ткани, пряности, благовония – ценились в Европе на вес золота. Неслучайно то, что было необычным, будь то причудливый орнамент из геометрических фигур и стилизованных листьев и цветов или изящная музыка, европейцы называли арабесками.

yrevkeoryeoypfaucafc.jpg

Сегодня мы уже довольно отчётливо осознаём ту роль, которую сыграли народы Ближнего Востока, их культура и духовный опыт в становлении и развитии европейской цивилизации. Ближний Восток был для Европы своего рода источником, из которого она черпала недостающие ей культурные элементы. Начиная с эпохи Средневековья эта роль интеллектуально-духовного партнёра принадлежала арабо-мусульманскому миру. История взаимодействия двух цивилизаций средиземноморского ареала может быть понята лишь в контексте их взаимодействия, в ходе которого между ними складывается определённая духовная общность.

Влияние Ислама на Европу в средние века было многоплановым и разносторонним. Оно охватило все стороны жизни: бытовую, научную, религиозную, литературную, техническую, философскую, торгово-экономическую, социокультурную. Исследователям самых различных специальностей оно предлагает сегодня темы для размышления. В области истории это дискуссии на тему влияния Ислама на генезис феодального строя в Европе, начало которым положил известный бельгийский историк Пиренн.

ykeovenolvenlvoypufcua.jpg

В области литературы – споры о происхождении средневекового жанра фаблио, о соотношении восточных и европейских элементов в провансальской лирике, о воздействии богатого арабского наследия на воззрения и творчество Данте. В сфере естествознания – изучение влияния арабских трудов на развитие медицины и астрономии в Европе. А в философии – проблема обусловленности латинского аверроизма философской системой Ибн Рушда, а также тема влияния воззрений Ибн Сины на представителей августинианства позднего Средневековья, с заимствованием у арабов специфических терминов, например понятия атрибута.

 

За последние десятилетия исламо-христианский диалог получил новое развитие в связи со стремительным ростом мусульманской общины в Европе. По свидетельству архиепископа Марсельского Б. Панафье, «когда-то мы встречали в Европе мусульман, теперь встречаем ислам». Некоторые эксперты высказывают предположения, что к 2050 году мусульмане составят треть или даже половину европейцев.

 

Если первая мечеть во Франции была построена в середине XIX века, то сейчас их возведено уже около трёх тысяч. До Второй мировой войны в Германии, тогда ещё нацистском государстве, действовало не более десятка мечетей. А сейчас их число перешло рубеж в две тысячи. Практически в каждом городе Германии есть хотя бы небольшая мусульманская община. В западной части страны образовались даже целые мусульманские районы. Исторически сложилось так, что здесь представлены самые многочисленные мусульманские общины.

 

В XXI веке открывается новая страница в истории взаимоотношений Запада и исламского Востока. Какими они будут? Хочется, чтобы идеология терпимости победила, ведь вера как путь спасения и бессмертия чужда насилию. Это бесспорно для всех мировых религий, лежащих в основе крупнейших цивилизаций современного мира.