Иранская архитектура

Иранская архитектура

venovkerykpupkevorvovukpu.jpg

История иранской или персидской архитектуры восходит как минимум к 5000 г. до н.э. с характерными примерами, разбросанными по обширной территории от Турции и Ирака до Узбекистана и Таджикистана и от Кавказа до Занзибара.

 Персидские постройки варьируются от крестьянских хижин до чайных и садовых беседок до некоторых из самых величественных построек, которые когда-либо видел мир.

В дополнение к историческим воротам, дворцам и мечетям быстрый рост таких городов, как столица Тегеран , вызвал волну сносов и нового строительства.

Иранская архитектура демонстрирует большое разнообразие, как структурное, так и эстетическое, из множества традиций и опыта. Без внезапных нововведений и несмотря на неоднократные травмы вторжений и культурных потрясений, он достиг индивидуальности, отличной от других мусульманских стран. Его главные достоинства: заметное чувство формы и масштаба; структурная изобретательность, особенно в строительстве сводов и куполов; гений украшения со свободой и успехом, не имеющей себе равных в любой другой архитектуре.

Традиционно ведущим формирующим мотивом иранской архитектуры был ее  космический символизм, посредством которого человек вступает в общение и соучастие с силами неба. Эта тема не только придала единство и преемственность архитектуре Персии, но и стала основным источником ее эмоционального характера. По словам американского историка и археолога Артура Поупа , высшим иранским искусством в полном смысле этого слова всегда была его архитектура. Превосходство архитектуры относится как к доисламскому, так и к постисламскому периоду.

yekrypruykrvkeoekyykpayukpyukp.jpg

Традиционная персидская архитектура сохранила преемственность, которая, хотя временно была отвлечена внутренними политическими конфликтами или иностранным вторжением, тем не менее, достигла безошибочного стиля. В этой архитектуре нет тривиальных построек; даже садовые беседки обладают благородством и достоинством, а самые скромные караван-сараи, как правило, обладают очарованием. В выразительности и коммуникативности большинство персидских построек ясны и даже красноречивы. Сочетание интенсивности и простоты формы обеспечивает непосредственность, в то время как орнамент и, часто, тонкие пропорции вознаграждают постоянное наблюдение.

Современная архитектура в Иране начинается с приходом первого периода пехлеви в начале 1920-х годов. Некоторые дизайнеры, такие как Андре Годар , создали такие произведения, как Национальный музей Ирана , которые напоминают об историческом архитектурном наследии Ирана. Другие пытались объединить в своих работах традиционные элементы с современным дизайном. Тегеранского университета Главный кампус является одним из таких примеров. Другие, такие как Гейдар Гиай и Хушанг Сейхун , пытались создать полностью оригинальные произведения, независимо от предшествующих влияний. Архитектура Дариуша Борбора удачно сочетала современную архитектуру с местным языком.

vynoyvapyaauykrvkovpkvprk.jpg