Ходжа Синан - великий зодчий исламского мира
Ходжа Синан - великий зодчий исламского мира

Творчество Ходжа Синана стало вершиной в развитии турецкого зодчества феодальной эпохи. В 1512 году его отобрали у родителей и рекрутировали в корпус янычар, после чего он был направлен в Стамбул, где принял ислам. В то время ему был 23 года и он не подходил для высшей школы Эндерун по возрасту, ввиду чего был направлен в вспомогательную школу находящуюся при Имперском колледже. Спустя три года Синан окончил школу и стал квалифицированным архитектором и инженером, а уже через 6 лет с момента поступления в школу участвовал в последней военной кампании Селима Первого на острове Родос, которая закончилась со смертью султана.
Вместе с корпусом янычар нового султана Сулеймана Великолепного в составе резервной конницы Синан участвовал в походе на Австрию, после которого был повышен до звания капитана Султанской охраны и получил в командование кадетский пехотный корпус. В 1537 году в составе султанского военного корпуса участвовал в походе в Молдавию, во время которого привлёк внимание султана Сулеймана Великолепного, построив мост через Прут за несколько дней. Во всех этих компаниях Синан зарекомендовал себя способным инженером и хорошим архитектором.
В 1538 году, когда был взят Каир, султан назначает его главным придворным архитектором города и дарует ему привилегию сноса любых зданий, не отражённых в главном плане города. После того, как в 1539 году главным визирем стал ЧелебиЛуфти Паша, под командованием которого раньше служил архитектор, Синан был назначен главным придворным архитектором города Стамбул.

За долгие 50 лет пребывания на должности Синан создал мощное ведомство с большими полномочиями, чем у контролирующего его министра. Им же был создан центр архитекторов, в котором обучались будущие инженеры. За свою жизнь Синан построил около 300 зданий - мечети, школы, благотворительные столовые, больницы, акведуки, мосты, караван-сараи, дворцы, бани, мавзолеи и фонтаны, основная часть которых была сооружена в Стамбуле.
Самые известные его постройки - это мечеть Шехзаде, мечеть Сулеймание и мечеть Селимие, в которой архитектор Синан нашел очень совершенное композиционно-пространственное решение.

Архитектор Синан использовал византийскую купольную конструкцию, отказавшись в то же время от четкого разделения пространства интерьера на среднюю главную подкупольную часть и подчиненные ей боковые, отделенные колоннадами. Купола мусульманских зданий с четырех сторон опираются на большие конхи, ниже которых располагаются более мелкие своды арки.

Декоративное начало в постройках Синана органично вошло в ткань художественного образа. Оно сказалось в живописном дроблении архитектурной формы множеством сводов, ниш и окон, а также в насыщении интерьера орнаментальными настенными росписями, богато инкрустированными мраморными панелями, цветным узором витражей.
В Сулеймание архитектор достиг большего единства объемно-пространственных и декоративных элементов. Важную роль здесь играет форма столбов, несущих паруса и купол. Синан придал им сложный профиль, отчего их линии как бы сливаются с богатым и дробным членением поверхности стен. В мечети СулейманиеСинану удалось достигнуть своей мечты - построить купол, превышающий купол Святой Софии. Синан в одном из своих сочинений пишет, что Шех-заде была его ученической работой, Сулейманийе - работой подмастерья, а Селимийе - творением мастера.




