Газневидское государство
Газневидское государство
|
султанат в составе Аббасидского халифата |
|
Газневидское государство (Эмират Газни) |
|
перс. سلطنت غزنویان |

Газневидское государство в пике могущества (997 - 1030)
|
Язык(и) |
|
|
Официальный язык |
|
|
Площадь |
3 400 000 км² |
|
Население |
20,000,000 |
|
Форма правления |
|
|
Династия |
|
|
История |
|
|
• 977 |
Основано Себук-Тегином (977—997) |
|
• 998 |
Наибольшего могущества достигло при Махмуде Газневи (998—1030) |
Газневи́дское государство (перс. غزنویان - ġaznaviyān) — государство с центром в афганском городе Газни, образованное тюркским полководцем Алп-Текин в 977 году в результате отделения от государства Саманидов. В 1186 году государство было поглощено султанатом Гуридов.
Сын Сабук-Тегина, Махмуд Газневи, провозгласил независимость от империи Саманидов и расширил империю Газневидов до Амударьи, реки Инд и Индийского океана на востоке и до Рея и Хамадана на западе. Во время правления Масуда I династия Газневидов начала терять контроль над своими западными территориями в пользу сельджуков после битвы при Данданакане, что привело к ограничению ее владений современными Афганистаном, Пакистаном (Пенджаб и Белуджистан). В 1151 году Султан Бахрам-Шах уступил Газни Гуридскому правителю Ала ад-Дину Хусейну.
Период расцвета

Минарет в Газни
Опорой власти Газневидов была гвардия гулямов, а также отряды газиев, которые совершали захватнические рейды на гяуров. Наибольшего могущества Газневидское государство достигло при Себук-Тегине (977—997) и Махмуде Газневи (998—1030). Во время правления Махмуда (997-1030) Газневиды поселили около Фараны в Хорасане 4000 туркменских семей. К 1027 году из-за набегов туркмен на соседние поселения правитель туса Абу Л'Аларит Арслан Джадхиб возглавил военные действия против них. Туркмены были разбиты и рассеяны по соседним землям[6]. Хотя еще в 1033 году Газневидский наместник Таш Фарраш казнил пятьдесят туркменских вождей за набеги на Хорасан[7]. Во время правления Себук-Тегина в состав Газневидского государства вошла почти вся территория современного Афганистана и Пенджаба. Сын Себук-Тегина, Махмуд Газневи присоединил остаток Самандских земель. В результате 17 походов на Северную Индию, ему удалось подчинить Мултан несколько других государственных образований в этой области.
Таким образом, в период наибольшего расцвета в состав государства к 1030 году были включены территория современного Афганистана, ряд областей Ирана, часть Мавераннахра и Хорезм, северные и северо-западные провинции Индии. Государство получило возможность контроля торговых путей между Китаем и восточным Средиземноморьем.
Период упадка

Битва между Махмудом Газневи и Абу Али Симджури
Однако завоевательные походы в конечном счёте способствовали ослаблению мощи государства. Они сопровождались разорением целых областей, разрушением оросительных систем, ограблением населения и уводом в плен десятков тысяч рабов. После смерти Махмуда Газневи, государство Газневидов начало клониться к упадку. При Масуде I был потерян Хорезм. Караханидские правители Мавераннахра отторгли земли в верховьях Амударьи. После сражения при Данданакане (1040) с Сельджукидами в состав государства входила лишь часть территории Афганистана и Пенджаба.
В 1058 году сын Масуда Ибрагим, великий каллиграф, написавший Коран своим собственным пером, стал правителем. Ибрагим восстановил усеченную империю на более прочной основе, заключив мирное соглашение с сельджуками и восстановив культурные и политические связи. При Ибрагиме и его преемниках империя наслаждалась периодом устойчивого спокойствия. Лишенная своих западных земель, она все больше поддерживалась богатствами, накопленными в результате набегов через Северную Индию, где она столкнулась с жестким сопротивлением со стороны индийских правителей, таких как Парамара Малва и Гахадвала Каннаудж.

Вторжение Газневидов в Гархистан
Последний удар был нанесён Гуридами, которые в конце 1170-х годов вытеснили Газневидов в Северную Индию. Столицей Газневидского государства стал Лахор (территория современного Пакистана). Султан Бахрам-Шах был последним правителем Газневидов, правившим Газни, первой и главной столицей Газневидов, в течение тридцати пяти лет. В 1148 году он потерпел поражение в Газни от Сайф ад-Дина Сури, но в следующем году вновь захватил столицу. Ала ад-Дин Хусейн Джахансуз, правитель Гуридов, завоевал город в 1151 году, чтобы отомстить за смерть своего брата Кутуббуддина, который был зятем короля, но был публично наказан и убит за незначительное преступление. Газни был возвращен Газневидам благодаря вмешательству сельджуков, которые пришли на помощь Бахраму[8]. Борьба Газневидов с Гуридами продолжалась и в последующие годы, когда они отвоевывали у Газневидов территорию, а Газни и Забулистан были потеряны для группы огузских тюрок, прежде чем были захвачены Гуридами. Власть Газневидов в Северо-Западной Индии продолжалась вплоть до завоевания Гуридами Лахора у Хосрова Малика в 1186 году[8]. После захвата Лахора Гуридами в 1186 году Газневидское государство прекратило своё существование.
Армия и тактика[править
Ядро армии Газневидов в основном составляли тюрки[9], а также тысячи коренных афганцев, которые были обучены и собраны из района к югу от Гиндукуша на территории нынешнего Афганистана. Во время правления султана Махмуда в Босте (ныне Лашкаргах) был создан новый, более крупный военный учебный центр. Этот район был известен кузнецами, где изготавливалось боевое оружие. Захватив и завоевав Пенджаб, Газневиды начали использовать индусов в своей армии.
Как и другие династии, возникшие из остатков Аббасидского халифата, административные традиции и военная практика Газневидов произошли от Аббасидов. Арабские кони, по крайней мере в самой ранней кампании, все еще были существенны в военных набегах Газневидов, особенно в лихих набегах вглубь вражеской территории. Как свидетельствует летопись, около 6000 арабских всадников были посланы против правителя Анандапалы в 1008 году, и существование этой арабской конницы сохранялось до 1118 года при правителе Газневидов в Лахоре[14].
Культура

Динар Себук-Тегина
В период расцвета Газневидского государства его правители поощряли развитие науки и культуры, в том числе персидской, несмотря на тюркское происхождение властной верхушки. При дворе в Газни и в других городах государства жили и творили выдающиеся учёные и поэты (аль-Бируни, Утби, Абу-ль-Фазл Бейхаки, Гардизи, Фирдоуси и другие). Завоевательная политика Газневидов во многом способствовала проникновению ислама в Северную Индию.[15] Возделывание заброшенных земель, сооружение и ремонт оросительных систем, строительство, а также поощрение ремесла и торговли были весьма ограничены.
Персидская литературная культура пережила Ренессанс при Газневидах в XI веке. Двор Газневидов был настолько известен своей поддержкой персидской литературы, что поэт Фаррохи Систани приехал из своей родной провинции, чтобы работать на них[19]. Краткий сборник стихов поэта Унсури был посвящен султану Махмуду и его братьям Насру и Якубу. Другой поэт Газневидского двора, Манучехри, написал множество стихотворений о достоинствах и преимуществах употребления вина.
Султан Махмуд, смоделировав Саманидскую Бухару как культурный центр, превратил Газни в центр обучения, пригласив Фирдоуси и аль-Бируни. Он даже попытался убедить Ибн Сину, но получил отказ. Махмуд предпочел, чтобы его слава и слава были обнародованы на персидском языке, и сотни поэтов собрались при его дворе. Он привез в Газни целые библиотеки из Рая и Исфахана и даже потребовал, чтобы двор хорезмшаха послал в Газни своих ученых мужей. Благодаря его вторжению в Рей и Исфахан, персидская литературная продукция была открыта в Азербайджане и Ираке.
Бронзовый сосуд с носиком в виде бычьей головы, династия Газневидов, конец XI-начало XII века
Газневиды продолжали развивать историческую письменность на персидском языке, начатую их предшественниками, империей Саманидов. Примером может служить книга историка Абу-ль-Фадля Байхаки "Тарих-и Бейхаки", написанная во второй половине XI века. Хотя Газневиды были тюркского происхождения и их военачальники, как правило, принадлежали к одному корню, в результате первоначального участия Себук-Тегина и Махмуда Газни в делах Саманидов и в культурной среде Саманидов династия стала полностью персонифицированной, так что на практике нельзя считать их правление в Иране иностранным господством. Они также скопировали свою административную систему у Саманидов. С точки зрения культурного первенства и поддержки персидских поэтов, они были более персидскими, чем их этнические иранские соперники, династия Буйидов, чья поддержка арабской письменности в предпочтении персидской хорошо известна.
Историк Босворт объясняет: "фактически с принятием персидского административного и культурного уклада Газневиды отбросили свое первоначальное тюркское степное происхождение и в значительной степени интегрировались с персидско-исламской традицией. В результате Газни превратился в большой центр изучения арабского языка.
С вторжением султана Махмуда в Северную Индию персидская культура утвердилась в Лахоре, где впоследствии родился знаменитый поэт Масуд Сад Салман. Лахор, находившийся под властью Газневидов в XI веке, привлек персидских ученых из Хорасана, Индии и Центральной Азии и стал крупным персидским культурным центром. Также во время правления Махмуда на монетах Газневидов стали появляться двуязычные легенды, состоящие из арабской и Деванагарской письменности.




