Диктатура или демократия четыре метода принятия решений

Диктатура или демократия четыре метода принятия решений

Руководители ежедневно принимают решения — иногда незначительные, а иногда судьбоносные. Какой метод принятия наиболее эффективен, что лучше — приказывать или совещаться?

Зачастую люди фокусируются на своих профессиональных качествах, забывая, что при выполнении принятого руководством решения намного важнее непрофессиональные. Необходим правильный контекст, в котором людям преподнесут задачу: развитые soft skills и правильные отношения в коллективе. Методика принятия решений сложнее, чем создание комфортной обстановки. Любое решение принимается одним из четырех способов.

1. Авторитарный способ: «Как я сказал, так и будет».

Статистика показывает, что в нашей стране особенно востребованы кризис-менеджеры. Конечно, проявление авторитаризма в некоторых ситуациях может быть разумным, например когда вам нужно быстро принять решение и нет времени на совещания. Но подобная система отрицательно влияет на коллектив и увеличивает вероятность принятия неправильного решения.

2. Авторитарный способ принятия решения после обсуждения: «Мы посовещались, и я решил».

Встретившись с сотрудниками, руководитель все равно действует сам по себе и как считает нужным — быстро, без сопротивления и затрат. Этот способ эффективен в экстренной ситуации, но в меньшей степени, чем первый. Принятие решения после обсуждения создает некую видимость демократии, которая вызывает неприятие и провоцирует раскол внутри коллектива: ведь чье-то мнение совпадет с решением руководства, а чье-то так и не будет учтено.

3. «Власть большинства», или демократический способ принятия решений.

Название создает ощущение правильности и справедливости этого метода. Однако на самом деле он далеко не всегда оказывается эффективным. В случае если решение принимается таким способом, за него некому нести ответственность.

4. «Полное согласие», или консенсус, как способ принятия решений.

В бизнесе нужны компромисс и сбалансированное решение. Тогда вероятность ошибки уменьшается. Главное, чего можно достичь этим методом, — перемена отношения к решению, если его принял каждый сам, а не начальник.

Консенсус в первую очередь затрагивает взаимоотношения внутри коллектива: без хороших и благодатных для работы условий общее решение никогда не будет принято.

Непринятие решения — это тоже решение. Когда люди находятся в некомфортной обстановке, они закрываются и защищаются. Создание безопасных условий — залог эффективности. Дайте сотрудникам возможность влиять на сами решения, минимизируя ошибки. Если руководители позволяют им принимать решения, если сотрудники начинают понимать, что без их согласия не будет принято ни одно решение, то компания работает эффективнее. Цели, которые она ставит перед собой, становятся амбициознее.

Главное — помнить: нет правильного способа принятия решений, но очень полезна и эффективна способность комбинировать. Одни решения стоит принимать авторитарно, а другие — например, стратегические, такие как планы на год, — путем консенсуса. Идеально, когда каждый сотрудник считает решение и своим тоже, — тогда он ответственнее подходит к работе. Мудрый руководитель не вынуждает людей выполнять свои решения, а создает условия для внутреннего выбора.

Отредактировал Мерзлков Н

Подробнее на РБК:
https://pro.rbc.ru/news/5da86fae9a79472924543921