«Артефакты Узбекистана в Берлинском музее Исламского искусства»
«Артефакты Узбекистана в Берлинском музее
Исламского искусства»
Берлинский музей Исламского искусства был основан в 1904г. Самые ранние поступления из Средней Азии начинаются с 1905г.
В Париже было приобретено несколько фрагментов архитектурной керамики - это терракотовая плитка из ниши мавзолея Буйан-Кули-хана в Бухаре (1358г.) и состоявший из семи соединенных блоков фриз с эпиграфическим декором с портала мавзолея Шади-Мульк Ага в Самарканде ( 1371г.).
Оба памятника отличаются рельефной резьбой тонкой работы, покрытые цветной глазурью. Техника резной поливной терракоты являлась одним из распространенных видов архитектурной керамики и имело развитую традицию именно в Узбекистане до XV в.
В 1923 г. музей получил в дар фигурную мраморную плитку в форме звезды, декорированную узором, выполненную в низком рельефе. Сам узор представляет собой причудливую пятилепестковую розетку, расположенную на фоне звездчатой формы. Этот мраморный фрагмент, предположительно украшал когда-то, медресе Улугбека на площади Регистан в Самарканде.
Упомянутые памятники (за исключением фрагментов мавзолея Буйан-Кули-хана) имеют отношение к эпохе Амира Темура и Темуридов, которые господствовали в последней трети XIV-XVвв. На территории современного Узбекистана. Несмотря на то, что правление Амира Темура и его наследников было ознаменовано многочисленными военными походами, оно вошло в историю как выдающаяся эпоха расцвета культуры, архитектуры и искусства. Амир Темур привозил в свою новую столицу Самарканд зодчих, ремесленников, художников, которые наряду с местными мастерами участвовали в сооружении великолепных зданий, поражающих размерами и художественным оформлением.
Богато декорированные монументы появлялись в годы правления Амира Темура и в других городах империи – Шахрисабзе и Бухаре. Они и сегодня радуют жителей Узбекистана и приводят в изумление многочисленных гостей республики.
Еще один образец керамического декора имеет отношение к позднетемуридскому времени- к концу XVв. Эта панель необычной надглазурной росписью оранжевого цвета попала в музей в 1922 г. была приобретена в Алжире. Надпись на арабском ,прямо на панели, гласит что заказчиком является Абу Сеид – внук Амира Темура.
Эти фрагменты архитектурного декора находятся в постоянной экспозиции Берлинского музея Исламского искусства радуют сотни тысяч музейных посетителей и дают возможность представить красоту строений средневековых городов Узбекистана, а также высочайший уровень мастерства зодчих , работавших над их созданием.
Источник: Книга «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира» Том.XI, стр.42-45.




