«Артефакты Узбекистана в Берлинском музее Исламского искусства»

«Артефакты Узбекистана в Берлинском музее
Исламского искусства»

 

Берлинский музей Исламского искусства был основан в 1904г.  Самые ранние поступления из Средней Азии начинаются с 1905г.

В Париже было приобретено несколько фрагментов  архитектурной  керамики - это терракотовая плитка  из ниши мавзолея  Буйан-Кули-хана  в  Бухаре  (1358г.)  и состоявший из  семи  соединенных блоков фриз  с эпиграфическим декором с портала мавзолея Шади-Мульк Ага в Самарканде ( 1371г.).

Оба памятника отличаются  рельефной резьбой тонкой работы, покрытые цветной глазурью. Техника резной поливной терракоты являлась одним из распространенных видов архитектурной керамики и имело развитую традицию именно в Узбекистане до XV в.

В 1923 г. музей получил в дар фигурную мраморную плитку в форме звезды, декорированную узором, выполненную в низком рельефе. Сам узор представляет собой причудливую пятилепестковую розетку, расположенную на фоне звездчатой формы. Этот мраморный фрагмент, предположительно украшал когда-то, медресе Улугбека на площади  Регистан  в Самарканде.

Упомянутые памятники  (за исключением фрагментов мавзолея Буйан-Кули-хана) имеют отношение к эпохе Амира Темура и Темуридов, которые господствовали в последней трети XIV-XVвв. На территории современного Узбекистана. Несмотря на то, что правление Амира Темура и его наследников было ознаменовано многочисленными военными походами, оно вошло в историю как выдающаяся  эпоха  расцвета культуры, архитектуры и искусства.  Амир Темур привозил в свою новую столицу Самарканд  зодчих, ремесленников, художников, которые наряду с местными мастерами участвовали в сооружении великолепных зданий, поражающих размерами и художественным оформлением.

Богато декорированные монументы появлялись в годы правления Амира Темура  и в других городах империи – Шахрисабзе и Бухаре. Они и сегодня радуют  жителей Узбекистана и приводят в изумление многочисленных гостей республики.

Еще один образец керамического декора имеет отношение к позднетемуридскому времени- к концу XVв. Эта панель необычной надглазурной  росписью оранжевого цвета попала в музей в 1922 г. была приобретена в Алжире. Надпись на арабском ,прямо на панели,  гласит что заказчиком является Абу Сеид – внук Амира Темура.

Эти фрагменты архитектурного декора находятся  в  постоянной экспозиции Берлинского музея  Исламского искусства  радуют сотни тысяч музейных посетителей  и дают возможность представить красоту строений средневековых городов Узбекистана, а также высочайший уровень мастерства зодчих , работавших над их созданием.

Источник: Книга «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира» Том.XI, стр.42-45.