Архитектурный стиль Хай-тек

Архитектурный стиль Хай-тек

       Высокие технологии стоят на страже абсолютно всех аспектов жизни человека, не могли они не отразиться и на архитектуре, дизайне интерьеров и это стиль Хай-тек. Стиль зародился в недрах позднего модернизма в 1970-х в Великобритании и нашел широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма) — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано. Также важны с технологической стороны работы Б. Фуллера (геодезические купола; с конца 1960-х по 1983 год он сотрудничал с Н. Фостером), О. Фрая, разрабатывавших кинетические структуры.

       Хай-тек, согласно классификации Чарльз Дженкса, относится к позднему модернизму, то есть его характеризуют прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале, обеспечение архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, структура и конструкция как орнамент, анти-историчность, монументальность. Практически все архитектурные критики, вслед за Дженксом, архитекторов хай-тек называют новым поколением модернистов, так как, несмотря на иронию 1970-х, они не порывают с традициями европейской архитектуры, они не спорят с Витрувием: их произведения очень функциональны, удобны, и в них есть своя красота. Но если хай-тек — пик модернизма, даже шире — к идее «современности» в архитектуре, в таком случае хай-тек можно считать поэтичным завершением целой эпохи.

orpdpdppppdpnpaeaev.jpg

          Архитекторы старались применять новые стандарты, новые правила, новые строительные материалы. Высказывается мнение, что хай-тек явился попыткой реализовать научную фантастику, отразить базовые идеи изобразительного искусства в архитектуре.

Хай-тек можно узнать по характерным прямым линиям, органичным формам, минимальному количеству декора, полному отсутствию массивных украшений. Зачастую здания в стиле хай-тек — это каркасные конструкции, металлоконструкции — все легкое, быстровозводимое.

Высокие технологии отрицают все строительные материалы природного происхождения: по душе, бетон, стекло, стеклопластик, металлопрокат.

Проекты построек в стиле хай-тек стремятся быть функциональными, но при этом не слишком заботятся о том, чтобы скрыть конструктивные элементы.

 

Среди отличительных черт хай-тек направления можно назвать следующие:

  Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.

Использование прямых линий и форм.

Широкое применение стекла, пластика, металла.

Использование функциональных элементов (лифты, лестницы, системы вентиляции и другие), вынесенных наружу здания.

Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.

Широкое использование серебристо-металлического цвета.

Высокий прагматизм в планировании пространства.

Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).

afkuryrvkervkenryeknuke.jpg

В виде исключения жертвование функциональностью в угоду дизайну

  • преобладание сложной простоты: геометрические правильные формы и линии соединяются в одно, при этом сохраняется читаемость конструкции и ее логическая простота;
  • скульптурность форм; 
  • ярко выраженная технологичнось;
  • монументализм;
  • совершенное не следование историческим принципам архитектуры.

yekrykryuepfaaaucauca.jpg

            Одним из первых строений в стиле хай-тек стал Центр Помпиду во Франции. На первый взгляд может показаться, что это некий завод, однако, это один из известнейших музеев, который собирает толпы туристов со всего мира. Парижане не сразу оценили архитектуру здания, ведь она мало сочеталась с историческим обликом столицы Франции. Однако со временем проект был оценен как провыв своего времени, как некогда те же парижане полюбили странную металлоконструкцию — Эйфелеву башню.

fynrykernkynrykpyukepuka.jpg

Другой яркий пример — лондонское здание, вывернутое наизнанку. На самом деле это — здание крупнейшей страховой компании, построенное Ричардом Роджерсом в конце 80-х годов. Примечательно, что все несущие конструкции и коммуникации выведены наружу -к чему их прятать, если это может дать много свободного места внутри. Это памятник хай-тека первой величины, поскольку представляет собой индустриальную конструкцию из стекла, стали, рельсов.

Элемент Хаус из США – современный вариант хай-тек направления

cyeryrpypuykapkyupyukpuk.jpg

 

           В пустыне Нью-Мексико Элемент Хаус смотрится, как нечто инородное. Дизайн сравнивают с космическим кораблем: он не гармонирует с песками, и эти непропорционально большие дымоходы смущают. Только вот на деле оказывается, что это никакие не дымоходы.

ykuervnnvonevoevnoyvrufyp.jpg

eykrvnorneonovnoeykukpukp.jpg

         Элемент Хаус — дом энергоэффективный и уникальный. А «дымоходы» впускают внутрь солнечный свет, попутно избавляясь от горячего воздуха. В итоге, нужда в искусственном освещении практически отпадает, равно как и в дорогостоящем климат-контроле.

Дизайн рассматривают как произведение искусства. Здание на самом деле проектировали для одного музея. Его строили из специальных панелей, чем значительно облегчили сам процесс и снизили итоговую стоимость дома. Элемент Хаус — всего лишь эксперимент, но он оказался весьма удачным. Авторы проекта говорят, что можно построить нечто похожее и в качестве жилья. Единственный минус: создавался уникальный дом для жаркого климата. Взять хотя бы его крышу, которая эффективно отражает солнечные лучи и спасает от нестерпимой жары.

Однако некоторые жители штатов с соответствующим климатом уже взяли свежую идею на заметку. Возможно, в недалеком будущем посреди пустынь и в городах вырастут похожие дома.

Сложная простота стиля хай-тек делает его одним из самых востребованных современных направлений не только в архитектуре, но и дизайне помещений. Обилие стекла и пластика, зеркальных деталей, металла делает постройки футуристичными и одновременно практичными, эстетически привлекательными.

Источники – Интернет сайты

Отредактировано С. Данилов