Архитектурный символ Раннего Ренессанса
Архитектурный символ Раннего Ренессанса

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре — кафедральный собор во Флоренции, самое знаменитое из архитектурных сооружений флорентийского кватроченто.
Храм имеет форму латинского креста, три нефа, трансепт и полукруглую апсиду.
В архитектурном плане примечательны купол, созданный по проекту Филиппо Брунеллески, и облицовка стен с внешней стороны полихромными мраморными панелями различных оттенков зелёного и розового цветов с белой.
Собор Санта Мария дель Фьоре (Santa Maria del Fiore), был спроектирован так, чтобы мог вместить всё население города, то есть был чем-то вроде огромной крытой площади. Красный купол собора, ставший символом Флоренции, как бы парит над всем городом.
Строился собор более одного века под руководством, как минимум, шести архитекторов. Легат папы Бонифация VIII, кардинал Пьетро Валериано Дурагуерра, будучи первым папским легатом, посланным во Флоренцию, заложил первый камень в основание здания 8 сентября 1296 года в присутствии многочисленных священнослужителей, городских чиновников и большого количества горожан в праздник Рождества Девы Марии.

На каждом этапе строительства собора Санта-Мария-дель-Фьоре использовались архитектурные новшества своего времени. Сначала Арнольфо ди Камбио возвел стены небывалых размеров. Затем Джотто ди Бондоне внес в проект элементы Раннего Ренессанса и построил рядом свою знаменитую колокольню. И наконец, Филиппо Брунеллески увенчал главный неф самым большим в мире кирпичным куполом, секрет строительства которого ученые пытаются разгадать до сих пор. Какова основная гипотеза?
Строительные работы в Санта-Мария-дель-Фьоре, официально освященном в 1436 году, с перерывами продолжались вплоть до конца XIX века.
В интерьере собора выделяются необычные часы, созданные Уччелло в 1443 году и идущие по сей день. Стрелка этих часов движется против обычного направления (аналогично часам на ратуше в еврейском квартале Праги).
На стенах собора изображены английский кондотьер Джон Хоквуд, итальянский наёмник Никколо да Толентино, Данте с «Божественной комедией». В соборе установлены бюсты органиста Антонио Скварчалупи, философа Марсилио Фичино, и Брунеллески. Следует отметить барельеф, изображающий Джотто, выкладывающего мозаику. Брунеллески и Джотто похоронены на территории собора.
Наиболее древними являются южные ворота, созданные Андреа Пизано. Ворота содержат 28 панелей с барельефами, изображающими жизнь Иоанна Крестителя и Основные добродетели. Двое других ворот созданы Лоренцо Гиберти. Северные ворота созданы в 1401—1424 годах, также содержат 28 панелей, заключённых в рамы и выполненных в готическом стиле. Эти барельефы изображают картины из Нового Завета.
Восточные ворота являются самыми известными. Они были созданы в 1425—1452 годах. Ворота разделены на 10 золочёных панелей без рам и представляют библейские истории. Это творение Гиберти было высоко оценено Микеланджело (через 50 лет после создания) и названо им «Вратами рая». В настоящее время панели «Врат рая» заменены на копии, а оригинальные панели находятся в музее Дуомо.




