Архитектурный элемент мукарна
Архитектурный элемент мукарна

Архитектурный элемент мукарна развился в северо-восточном Иране и Магрибе примерно в середине X века. Орнамент создается геометрическим подразделением сводчатой структуры на миниатюрные наложенные подконструкции с заостренными дугами, также известными как «сотовые» или «сталактитовые» хранилища. Изготовлен из различных материалов, таких как камень, кирпич, дерево или штукатурка, его использование в архитектуре распространяется на весь исламский мир. На исламском Западе мукарнас также используется для украшения снаружи купола, купола или аналогичной структуры, в то время как на Востоке более ограничен внутренним лицом хранилища.
Мукарны часто интерпретируются как сталактитовые структуры. Приоритет отдаётся художественной и символической (о чём говорит этимология арабского названия) имитации сотовых и восковых структур. При этом сохраняется общее впечатление некоего грота (ниши).
Пчёлы, роение, соты со времён неолита являются одними из наиболее распространённых метафор и сакральных символов. Потому особенно интересна их репрезентация в исламе, где сами пчёлы не изображаются (в отличии от западнохристианского и позднее западноевропейского зодчества и эзотерической символики). Но использование сотовых структур достигает вершин, сопоставимых с более поздней готической орнаменталистикой. Последняя интересовалась скорее сотканием каменного кружева и вплетением растительного мотива в формы, высеченные из камня.

Это воплощённое совершенство форм невозможно описать обыденным языком. Паттерн сотовых сводов представляет одновременно идею симметрии. Упорядочивающий принцип распространяется из центра. Он пробуждает идеи космологических (связанных с устройством мироздания) и космогонических (связанных с его зарождением) принципов. Например, эманация — распространение запредельного через истечение в высвобожденное и подготовленное для формирования сущего пространство.




