Аль-Карауин - один из старейших университетов

Аль-Карауин -  один из старейших университетов

ayprvkeyrvkryukpyukpukp.jpg

         В ряду памятников культовой архитектуры Ислама, наглядно свидетельствующих о почтительном наследовании зодчими мусульманского средневековья художественных достижений прошлого, одно из первых мест занимает знаменитая Большая мечеть марокканского города Феса — аль-Карауин, не менее известная как один из старейших университетов.

         Основанный  Фатимой аль-Фихри в 859 году аль-Карауин, является одним из духовных и образовательных центров исламского мира. Из стен университета вышел ряд учёных, философов и богословов, оказавших значительное влияние на развитие мусульманской и мировой культур.

         Благодаря покровительству марокканских султанов университет постоянно расширялся, охватывая всё новые области знания. Помимо богословия здесь изучались также грамматика, риторика, логика, медицина, математика, астрономия, химия, история, география и музыка.

         В Средние века Аль-Карауин сыграл огромную роль в развитии культурных связей христианской Европы и мусульманского Востока. С университетом были связаны такие учёные и философы, как Ибн Араби, Ибн Хальдун, Аль-Идриси, Маймонид, Лев Африканский. В Аль-Карауин предположительно изучал математику папа римский Сильвестр II.

         Оказавшаяся на перекрестке культурных контактов арабского и берберского мира, испытавшая на себе творческие усилия мастеров Северной Африки и Южной Испании, удачно объединившая строительные традиции трех континентов – Азии, Африки и Европы, аль-Карауин стала энциклопедией архитектуры Магриба, наглядно иллюстрирующей этапы ее становления и зрелости.

yckrevkeryupyukpyukpuk.jpg

          Историческое значение университета аль- Карауин, однако, не только в ее красоте, демонстрирующей зрелый мавританский стиль; в этом смысле это не единственный памятник. Важнее другое. Архитектура этого здания, которое, несмотря на все последующие добавления, остается событием художественной жизни Магриба XII века, возможно, впервые в исламском зодчестве обошлась без прямого или косвенного заимствования достижений строительного искусства иных цивилизаций и применила собственный язык эстетического и духовного воздействия на религиозные чувства человека. Здесь нет вторично использованных деталей, изъятых из чужеродных сооружений, нет заимствованных из других художественных систем техник декора. Строители аль-Карауин использовали материалы, приемы и методы, прочно вошедшие к этому времени в арсенал исламской архитектуры и не известные ранее мировому зодчеству. Это — декоративные конструкции сталактитов-мукарнас, «ажурные» купола на нервюрах, фигурные многолопастные подковообразные арки, наборные потолки-артесонадо, облицовочные панели расписных глазурованных плиток-зиллиджей. Пример мечети-университета аль-Карауин показывает, что этап усвоения мусульманскими зодчими уроков предшествующих цивилизаций и накопления собственного опыта успешно завершился к началу XII века.