Вид традиционного исламского искусства: арабески
Вид традиционного исламского искусства: арабески
Узоры, распространенные в исламских странах, обычно называют арабесками. Этот термин появился относительно недавно – после кампании Наполеона в африканских странах. В широком смысле арабески включают в себя «стилизованные растительные узоры, переплетенные с геометрическими фигурами».

Ислам зародился в месте, разделенном между двумя могущественными империями того времени – Византийской и Персидской. Византия, как известно, поддерживала греко-романские культурные традиции. Исламское искусство со временем выросло из двух культур, которые слились воедино: те же византийские и персидские мастера продолжали работать, но уже под началом мусульман. Самые первые произведения искусства очень ярко свидетельствуют о произошедшем слиянии двух диаметрально противоположных культур.

Традиционные узоры можно условно подразделить на три группы:
- древо жизни. Древо жизни нередко изображается с фруктами и цветами на ветвях.
- ислимии. Особый вид резьбы и рисунка по дереву, замысловатые орнаменты с религиозным значением.
- цветочные розетки. Плавные линии или стилизованные растения иногда закручены по спирали, и порой дополняются теми же цветами, бутонами и фруктами.
Розетки обыкновенно изображают в цветении. Растительные мотивы в искусстве начали использовать очень давно, и связаны они с особым, трепетным отношением к сельскохозяйственным культурам. Считается, что начало подобным узорам положили кочевые племена, выражая таким образом идею плодородия. Плодородная почва считалась священным символом самой жизни. Кроме растений люди изображали и другие элементы, связанные с сельским хозяйством: воду, засеянные поля, небо (как источник дождей), солнце. Их представляли в виде кругов и плавных линий. Позднее плавные линии преобразились в ислими – удивительной красоты узоры с многочисленными деталями, разглядывать которые можно очень долго. Круги ранее олицетворяли солнце – идею его движения по небесной тверди. Затем круги преобразовались в те самые цветочные розетки. Древо жизни свидетельствовало об извечной связи Земли и Неба и, в то же время, вновь обращалось к теме плодородия.В узорах встречаются и изображения животных.


Специалисты полагают, что это – прямая отсылка к искусству скифов и сарматов. Еще до того, как на первый план вышло сельское хозяйство, кочевники превыше всего ставили охоту. Фигурки зверей отливали в бронзе и «закручивали» их по спирали. Растительные украшения пришли гораздо позже.

С годами исламское искусство несколько изменилось и стало уникальной, непохожей на прочие отраслью. Растительные орнаменты, геометрические фигуры и каллиграфия стали основными способами украшения. Посредством растений начали обращаться к мотивам Рая земного.
Традиции крепки и по сей день. Один из периодов расцвета искусство арабесок познало в XIX – начале XX веков. Хотя уже в те годы ощущалось заметное влияние Западной культуры на традиционные украшения. Сегодня многие идеи копируются со старых произведений, таким образом, искусство до сих пор живо, но, к сожалению, в своем развитии остановилось.




